На втором году пребывания у власти Виктора Януковича оказывается, что реформы, о необходимости которых говорил президент, к которым призывает оппозиция, Европейский союз и все международное сообщество, не идут.
На втором году пребывания у власти Виктора Януковича оказывается, что реформы, о необходимости которых говорил президент, к которым призывает оппозиция, Европейский союз и все международное сообщество, не идут.
Не получаются и все тут.
Что за документ ни сочинят реформаторы, что за хитрый план ни придумают - все не слава Богу.
Налоговый кодекс - не то. Таможенный - сырой. Пенсионная реформа - тут вообще говорить не о чем. Крику было много, а эффект минимальный.
Была маленькая надежда, что хоть дефицит Пенсионного фонда будет ликвидирован, но, судя по всему, к парламентским выборам 2012 года власти проведут такую масштабную кампанию по повышению пенсий, что дефицит снова будет на своем месте.
Что же такое?
Почему ничего не получается?
А черт его знает, не идет и все тут.
Есть, правда, небольшая догадка...
Вы никогда не интересовались, сколько вы платите налогов, а главное - куда конкретно они тратятся?
Как правило, украинец о суммах выплачиваемых налогов узнает, когда идет в банк за ипотечным кредитом. И глаза у него становятся круглыми от удивления. При ставке налогов на доходы физических лиц в 15%, за год государство забирает две полновесные ежемесячные зарплаты. Это - не считая единого социального взноса и разнообразнейших косвенных налогов.
Только вот много ли украинцев брали ипотечные кредиты?
Три года назад, накануне кризиса 2008 года, не более 10% населения. Вот они хорошо знают, сколько платят налогов. Вообще, надо сказать, что кредит великолепная вещь, в том числе, и в смысле финансового образования. Тот, кто взял и сумел успешно выплатить кредит на крупную сумму, до конца жизни научен вести домашнюю бухгалтерию, знает, сколько зарабатывает в год, сколько платит налогов и прочие интересные штучки.
Беда лишь в том, что таких людей у нас в стране очень немного...
Остальные пребывают в блаженном неведении.
Нет, есть, конечно, еще специалисты, специально обученные бухгалтера и прочие грамотные люди, но при любом раскладе их сравнительно немного.
В результате, нормальному работающему украинцу, не говоря уже о льготниках, или, тем более, отработавших свое пенсионерах, кажется, что не он содержит государство, а наоборот - государство существует специально, чтобы помогать, обеспечивать бесплатное образование, медицину и прочие услуги. Откуда берутся ресурсы у этого самого государства, вообще мало кого волнует. Зачастую кажется, что у государства есть все и в любом количестве, и оно должно сполна дать всем все, чего они пожелают.
А если еще иметь возможность что-то «принести с работы», то вообще можно считать, что жизнь удалась.
При такой системе сбора и перераспределения средств разговоры о демократии, об оппозиционности - фикция, болезненная иллюзия и не более того.
Демократия начинается с того, что люди считают свои деньги и договариваются (иногда очень непросто) о том, на какую сумму будут сбрасываться на самые разнообразные проекты. Начиная от помощи бедным и пенсионерами и заканчивая космическими программами и строительством стадионов.
Как говорит старая поговорка - кто платит, тот и музыку заказывает.
Американский экономист, нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен на этот счет даже целую теорию выдвинул, как граждане организованно меняют свои голоса на самые разнообразные общественные блага.
Всего-то и разницы между Украиной и Западом, что они куда дальше продвинулись в части организации правил такого обмена, и нам до них сейчас ох далеко. Впрочем, даже наши авторитарные восточные соседи россияне куда больше экспериментируют с налогами и их влиянием на формирование гражданского общества, нежели записные украинские демократы времен президентства Виктора Ющенко (это не говоря уже о современных налоговых нравах).
Между тем, у наших соседей, у россиян, налоговая система практически аналогична нашей (как минимум, очень похожа). Тоже «доброе» советское наследие. Но они провели забавный эксперимент в отдельно взятой области.
Профессор московского университета им. Ломоносова Александр Аузан, который специализируется на институциональных реформах, рассказывает, что губернатор Кировской области Никита Белых поставил эксперимент, так сказать на кошках. Решил, что поскольку область у него депрессивная, и денег у бюджета немного, то надо стимулировать местное самоуправление. Прослышал он, что есть, дескать, на Западе некая хитрая схема, по которой, если население в порядке самообложения добровольно сбрасывается на некий проект и собирает, скажем, по доллару с носа, то государство добавляет еще по доллару (а то и два) на реализацию. Ни доллара, ни тем более двух у Никиты Белых не было, но он пообещал, что на каждый собранный рубль с трудящихся добавит по 30 копеек. То есть, люди должны сами скинуться, а потом губернатор поможет.
Попробовал сделать. По словам Аузана, собрали совсем немного, рублей по 200 с носа. Но тут вдруг начались некие интересные процессы.
Через полгода три руководителя муниципалитетов добровольно ушли в отставку. Начали разбираться, в чем дело? Оказывается трудящиеся проходу не дают - покажи мол, где тот кусок дороги, который ты построил на мои 200 рублей? «Распил» бюджета резко усложнился. Ведь между тем, как тащат ничейное и берут чье-то собственное, есть колоссальная разница.
Никакой контроль налоговиков не заменит бдительного народного ока.
По словам Аузана, такая система администрирования дороже, чем ныне существующая схема, но суммарный экономический эффект от нее выше.
«Контроль над партиями, над государством, снизу возможен в том случае, если люди сознают, что они свои налоги отдают государству. В России они этого не сознают. Система налогообложения так устроена, что люди даже не знают, что с них 13% вычитают подоходного налога, а еще и социальный налог. Они просто не в курсе. А вот когда они становятся в курсе, они по-другому себя ведут», - говорит Аузан.
Пока у соседей все на уровне отдельных экспериментов, но, тем не менее, у нас и такого пока нет.
Есть ли интерес властей, чтобы внедрить подобную систему?
Нет.
Любой, кто в данный конкретный момент будет находиться у власти, обязательно будет против. Ведь это очень неудобная система, и не только в том смысле, что воровать сложнее. Подумайте, как назойливо и придирчиво трудящиеся пристают с "дурными" вопросами, куда наши деньги потратили?!
Впрочем, можно пойти и другим путем. Ведь уже сейчас коммерческие банки, так сказать выполняют неблагодарную, но благородную функцию - поднимают финансовую грамотность населения. Правда, несколько варварскими методами - штрафами за неуплату кредитов, визитами коллекторов и прочими неприятными вещами, но тот, кто погашал кредит, точно знает, сколько он платит налогов. И это знание он сохраняет всю жизнь, даже когда избавляется от кредитного ярма.
Так что рано или поздно вопрос "а куда же вы дели мои деньги?!", обязательно прозвучит.
Во всяком случае, и в Северной Америке 200 лет назад его задали, затем в Европе. В начале ХХ века над этим начали задумываться и в Российской империи. В 1905 году потребовали представительского правления, прекращения всевластия чиновников и замены косвенных налогов прогрессивным подоходным налогом. С тех пор много времени убежало, а вот проблемы все так же остаются актуальными.
Более того, как ни прискорбно, до уровня политических и экономических требований начала ХХ века современное украинское общество еще не доросло. О представительском правлении, о всеобщем, прямом, тайном и равном голосовании речь даже не идет.
Наша цель в начале ХХІ века - наполнение бюджета. Зачем, это украинцев пока не интересует.
Петр Билян, специально для Полемики
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.