В частности, «Украинская правда» поместила статью народного депутата от БЮТ, экс-министра экономики Сергея Терехина «Крым и Рим Или почему мучают недоенные коровы».
Не совсем понятно, кого мучают недоенные коровы — и в украинском (авторском) варианте статья называется «Крим і Рим Або чому мучать недоєні корови», а электронный переводчик Google переводит украинское «мучать» именно как «мучают», а русское «мычат» на украинский — как «мукають». Впрочем, тему владения современным «правильным» украинским языком идейными украинизаторами (к коим, безусловно, относятся и «УП», и Сергей Терехин), так любящими поерничать над «кровосисями» Николая Азарова, развивать не будем, а вернемся к «временному вопросу».
Естественно, главное возражение против отмены зимнего времени у депутата-бютовца сводится к тому, что таким образом мы «отдаляемся» от «Европы» и не отдаляемся от Москвы. В резюмирующей части своего опуса он пишет:
«Давайте, будь ласка, я Вас уклінно вмовляю, жити в унісон з Європою. Вставати разом з тими, хто просинається в Парижі, їхати на роботу як у Варшаві, колисати дітей як у Берліні та займається любов'ю в той самий час, як у Мадриді...
Альтернатива — Зауральський Череповець. У принципі, обирайте самі...»
Специально для Сергея Анатольевича заметим, что Череповец — город металлургов в Вологодской области — находится на берегу Рыбинского водохранилища на реке Волга, которая протекает в европейской части России. И от Череповца до Уральского хребта порядка 1 тыс. км. Так что «зауральским» Череповец является лишь для жителей Сибири (так же, как, впрочем, и Украина).
Вероятно, для кого-то заниматься любовью одновременно с галантными мадридцами приятнее, чем с брутальными череповецкими металлургами, но возникает вопрос: как совместить наши «европейские» желания с возможностями, т. е. в данном случае с естественными биоритмами организма, пусть даже самого «европейскоинтеграционного»? Оказывается, запросто, делает открытие Сергей Терехин; мало того — жить в одном биоритме с мадридцами для украинцев наиболее «природно». Ссылаемся на дословное высказывание Терехина и приведенную им графику* (см. карты и комментарии).
«Подивимося на сонячну карту Європи. Ось тут зима. Ви бачите, що сонячний пояс Берліна, Варшави і Будапешта співпадає з Києвом? Осторонь стоїть Закарпаття та крайні частини Донецької області.
Ось тут літо. Ви бачите, що крім знов таки Закарпаття та крайніх частин Донецької області, Україна підпадає під найбільшу світову зону ЄС? Крим і Рим в одній світовій зоні, де Берлін і Київ...
Якщо зазначені крайні частини Донецької області бажають жити за біоритмом Зауралля, я власне не заперечую...»
Не знаю кто как, а я фразу о совпадении «солнечного пояса» и «световой зоны» Киева и Берлина с Римом понял так: основной части Украины наиболее «биоритмично» жить по их времени, потому что территории на приведенных картах, где расположены эти города, выделены одним цветом. Т. е. в этих городах день начинается и заканчивается примерно в одно и то же время (в абсолютном исчислении). Исключение — несколько самых восточных районов Донецкой области.
Впрочем, на этой карте другим цветом выделены самые восточные районы страны, находящиеся, опять же к сведению Сергея Анатольевича, не в Донецкой, а в Луганской области... Еще раз оценим знание географии родной страны экс-министром экономики, где, по его мнению, солнце восходит в унисон с Зауральем! (Удивительно, что никто до сих пор не додумался организовывать паломничество на границу этих районов, где рассвет в соседних деревнях наступает в интервалом в 2 часа — это было бы незабываемое зрелище.)
Поэтому-то Сергей Терехин и внес в парламент законопроект о введении в Украине среднеевропейского времени, о чем он сообщил в своей статье.
Что ж, придется провести для экс-министра, выпускника факультета международных отношений и международного права Киевского университета, «научного исследователя Гарвардского университета» небольшой ликбез.
Итак, напомним читателям (возможно, подзабывшим школьный курс географии) и лично Сергею Анатольевичу Терехину, что географы для исчисления местонахождения точек на земной поверхности нанесли на нее условную сетку координат из параллелей (по ним определяется географическая широта) и меридианов (географическая долгота).
Меридиан — половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведенной через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли. Каждый меридиан пересекается со всеми остальными в двух точках — на Северном и Южном полюсе.
Под астрономическим, или истинным, временем подразумевается такая система исчисления времени, в которой полдень — момент времени, в который в данной точке планеты наблюдается максимальное возвышение Солнца над горизонтом данного географического места, а полночь — момент времени в темное время суток, равноудаленный от моментов заката и восхода солнца опять же в данной географической точке. Самое важное в контексте нашей дискуссии — во всех точках одного меридиана (географической долготы) действует одинаковое астрономическое время, полночь и полдень наступают одновременно. (А вот время восхода и заката зависят от географической широты.)
Поскольку солнце «обегает» Землю за 24 часа, а меридианы и параллели исчисляются в угловых градусах (360°), то нетрудно высчитать, что за час астрономический полдень «пробегает» 15° географической долготы. Теперь считаем: Киев находится на 30° восточной долготы, Берлин — на 13°, соответственно разница в астрономическом («биоритмическом») времени — чуть больше часа; примерно столько же с Римом (12°), еще меньше с Варшавой (21°), т. е. около сорока минут; а вот с Мадридом (4° западной долготы) разница составит 34°, т. е. более двух часов. В то же время разница с Москвой (37° в. д.) составляет всего полчаса (как и с Харьковом, который лишь на 1° западнее Москвы), и примерно столько же, сколько и с отправленным Сергеем Терехиным в Зауралье самым восточным городом Украины Суходольском (39° в. д.) Луганской обл.
Что же тогда на самом деле изображено на приведенных Сергеем Терехиным картах? Продолжим нашу научно-популярную лекцию. На протяжении столетий для прикладных целей люди использовали исключительно астрономическое время, т. е. в каждом городе было «свое время» в буквальном смысле. Во времена, когда самым быстрым средством передвижения считалась лошадь, а средств мгновенной передачи информации (телеграфа) не существовало, это было совершенно естественно.
«Проблемы» начались с появлением нуждающихся в синхронизации сетей железных дорог. Впервые идеи «синхронного» времени возникли в Британии, но и там прошло 40 лет от перехода на единое время первой железнодорожной компании до его официального «лондонского» введения на всей территории страны в 1880 г.; причем отметим, что разница в астрономическом времени между самой восточной и самой западной точками Британии составляет около получаса.
Идея стандартного времени была воспринята и американскими железнодорожниками, но в США разница в астрономическом времени достигала 4 часов (без Аляски), и это, естественно, затрудняло переход на стандартное. Неким компромиссом и стала идея часовых поясов протяженностью 15°, на всей территории которых действует единое время, равное астрономическому для срединного меридиана этого часового пояса.
Впрочем, распространение системы часовых поясов на весь мир заняло около полувека. В США она была законодательно закреплена в 1918 г., в России часовые пояса ввел декрет Совнаркома в 1919 г.
Но далеко не везде фактическое местное время совпадает с официальным поясным. Из вполне понятных соображений границы часовых поясов совмещают с государственными и административными. Кроме того, во многих странах в разное время реализовывались идеи декретного времени, когда часы переводятся на час вперед, и пресловутого летнего времени, когда часы переводятся вперед лишь в летний период.
И карты, которые привел Сергей Терехин, лишь показывают, насколько используемое в той или иной европейской местности время соответствует местному поясному (границы часовых поясов на карте хорошо видны как прямые линии, идущие вертикально, — это я снова для Сергея Терехина объясняю). Серым цветом обозначены районы, где местное время идентично поясному, синим — где оно отстает на час от поясного; розовым — на час опережает; а бордовым — где на два. Красным обозначен маленький «лоскутик» на крайнем западе Испании, где действующее летом время опережает поясное на три часа.
Украина практически целиком (кроме тех самых районов Луганской области и части Закарпатья) находится во втором часовом поясе (нулевым считается проходящий через пригород Лондона Гринвич) — в том же, что и Москва. Большая же часть Европы (кроме постсоветских стран, Румынии, Болгарии, Финляндии на востоке и Португалии — на западе) живет по единому среднеевропейскому времени, которое примерно соответствует берлинскому астрономическому зимой и на час опережает его летом.
Если ввести в Украине среднеевропейское время, как предлагает Сергей Терехин, то, к примеру, 24 сентября Солнце всходило бы для киевлян в 5.44, а скрывалось за горизонтом в 17.55 (а 24 декабря Солнце заходило бы в 14.58). «Удобство» такого времяисчисления, думаю, читатели сами оценят.
Но что же помешало Сергею Анатольевичу толком разобраться в им же опубликованных картах-схемах (ссылка на источник в его статье отсутствует)? Заведомое стремление ввести читателей в заблуждение или непреднамеренная ошибка, обусловленная общим уровнем его интеллекта?
Боюсь, все-таки последнее. Ведь помимо мучающих кого-то коров и двух географических «открытий», которые мы показали, экс-министр, комментируя карты, сделал еще одно: «Цікаво, але примістя Петербургу теж живе за київським часом». Отдадим должное Сергею Терехину, что он нашел место, где находится не отмеченный на его карте Санкт-Петербург, но при этом к его «предместьям» он причислил территории Эстонии и Финляндии.
Счастье, что сейчас Сергей Анатольевич «не при должности» в исполнительной власти, а будь он действующим министром, не избежать бы Украине международного скандала!
Впрочем, счастье не только поэтому. Ведь за девять месяцев его пребывания в кресле министра экономики темпы экономического роста упали с 12% (в годовом исчислении) до двухпроцентного уровня, причем без всякого мирового кризиса. Ну а страну, где «интеллектуалы» уровня Сергея Терехина становятся министрами экономики и главами Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (его нынешняя должность), искренне жаль! Права Юлия Владимировна, что у нее была «уникальная команда»!