Складывается вполне определенное впечатление, что третья газовая «война» и события в Африке и на Ближнем Востоке – это все звенья одной хорошо спланированной цепи. В энергетическом плане страны, где в 2011 г. происходят волнения, имеют чрезвычайное значение как для Европы, так и всего мира. Многие из них являются крупными экспортерами нефти и газа, обеспечивают более 12% мирового производства нефти и 10% производства газа при сравнительно скромных объемах потребления – 5,3% и 7,8%, соответственно. Их запасы нефти составляют 15,6% от мировых, газа - 20,7%. Они дают 30% европейского импорта газа. С начала года добыча нефти и газа резко сократилась по понятным причинам. Еще одним фактором для беспокойства являются сообщения компаний, работающих в Африке, о неподтверждении оценок запасов углеводородов на разрабатываемых ими участках.
Особую угрозу не только для Европы, но и для всего мирового рынка представляет возможное блокирование Суэцкого канала – одного из важнейших стратегических путей для поставок энергоносителей. Через Суэцкий канал и трубопровод Sumed в Европу поступает около 50% нефти и нефтепродуктов, в Северную Америку - более 30%. Всего же доля данной артерии в мировой торговле черным золотом составляет примерно 20%. Не реже раза в день через канал проходит танкер СПГ. В 2010 г. объем перевозки сжиженного газа превысил 30 млн. тонн. Расчеты ИНЭИ РАН показывают, что, в случае сохранения и усиления напряженности в регионах волнений, цены на газ в Европе могут вырасти на 60%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 40%, а в США – на 10% (половина роста цены обеспечивается за счет фундаментальных рыночных факторов, вторая половина – спекулятивная составляющая).
Такой скачок цен наверняка прогнозировался как один из побочных эффектов реализации сценариев по замене правящих режимов на угодные Америке, ЕС и, конечно, НАТО. Очевидно, искались и компенсаторы возможных энергетических потерь.
Выбор, естественно, пал на Россию как наиболее надежный и стабильный источник углеводородов. Задача заключалась только в том, чтобы сбить российские цены на энергоносители в условиях африканского и ближневосточного дефицита.
До того уровня, на который удастся опустить цены Украине, создавшей, таким образом, прецедент для остальных потребителей российского газа. (Справедливой ценой, подчеркнем, Киев считает $230 за 1000 кубометров.) Воспользовавшись ближневосточной ситуацией, Америка надавила на Европу, та, в свою очередь, - на Украину, которая сегодня в угоду Западу громко скандалит с Россией. Декларируя свои евроатлантические устремления, Украина, кажется, не заметила, как стала жертвой собственных амбиций. Отвечая на вопрос журналистов о ходе переговоров с Россией по вопросу цены на газ, В. Янукович сказал, что Украина, как и в других вопросах своей внешней политики, будет защищать национальные интересы. Свои ли только, если инспирированная извне и разогретая изнутри отечественным бизнесом третья газовая «война» приносит стране сплошные потери?
Очевидно, что украинские власти стоят сегодня перед нелегким выбором. На одной чаше весов - политические рейтинги правящей партии (и так изрядно снизившиеся за последнее время). На другой - экономическая стабильность (которая может находиться под угрозой, принимая во внимание все вышеописанные факты и факторы), а также кредитные рейтинги страны. И Запад Украине, как всегда, поможет, но, прежде всего, с выгодой для себя, любимого. Ему и достанутся все вершки, а Украине, по «незалэжному» обычаю, опять придется довольствоваться скудными корешками.
Валерий Панов