Один из нынешних лидеров Молдовы, ярый румынофил и русофоб Михай Гимпу однажды так и заявил: «Я не могу сказать, что являюсь дако-славянином, если я дако-римлянин». Уже смешно. Потому что история человечества знает не так уж много примеров столь «качественного» геноцида, коему римляне подвергли даков во втором веке. По словам Крития, врача императора Траяна, после римского нашествия 107 года в живых осталось только 40 даков.
Зато как льстит историческому самолюбию родство с легионными орлами Великого Рима!
Современная же Румыния образовалась из Дунайских княжеств. Так австрийцы в конце 18 века начали обозначать княжества Молдавия и Валахия, существовавшие под турецким протекторатом с Позднего Средневековья. В ходе Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов Дунайские княжества добились автономии в составе Турции. После войны находились под российской опекой. После поражения России в Крымской войне неожиданно для всех (и России, и Турции, и Европы) господарем (князем) и Молдавии, и Валахии стал молдаванин Александру Иоанн Куза, превративший, скорее, виртуальные «Дунайские княжества» в совершенно реальное Объединённое княжество Валахии и Молдавии. В 1878 году, в результате очередной русско-турецкой войны, Объединенное княжество окончательно освободилось от турецкой зависимости. После этого в Бухаресте (столице княжества) долго решали, как им называться, пока, в конце концов, 10 мая 1881 года княжество не превратилось в Королевство Румынию. Королем стал немец Карл I, из династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов, согнавший с престола Кузу еще в 1866 году.
Во время Первой мировой войны Румыния выступила на стороне Антанты, на беду этой самой Антанты. Поскольку за три месяца Румыния была наголову разгромлена австрийцами. «Ближайшие же месяцы показали, что наша новая союзница совершенно не была готова к военным испытаниям и уже к ноябрю потерпела поражение. Пал Бухарест. Треть всей румынской армии попала в плен», - писал в своих воспоминаниях маршал Василевский.
Но даже поражение позволило Румынии оказаться «в стане победителей» и отщипнуть для себя Трансильванию, Бессарабию и Буковину. Румыны назвали это «Великим объединением» («Малым» они называют союз Молдавии и Валахии в 19 веке) и начали искать гаранта сохранности своих приобретений. В качестве такового они выбрали Гитлера, но немцы их элементарно «кинули»: Румыния под давлением Германии была вынуждена в 1940 году передать Бессарабию и Северную Буковину России, Северную Трансильванию – Венгрии, а Южную Добруджу – Болгарии.
Однако Бухарест оставался верным союзником Берлина и «отыгрался» во время Второй мировой войны. На территории Молдавской и Украинской ССР румыны по разрешению Германии образовали два губернаторства (Бессарабия и Буковина) и провинцию Транснистрия. В последнюю входили территории между Днестром и Южным Бугом (Одесская, Николаевская и Винницкая области).
Румынская армия всерьез собиралась защищать эту границу от советских войск. Археологи, копающие античные поселения на западном берегу Бугского лимана, уже много лет недобрым словом поминают румын, которые изрыли окопами склоны (а это портит стратиграфию памятников). Но всерьез не получилось. Как мне рассказывал один житель Очакова, «весной 44-го, со стороны Станислава (мыс на восточном берегу лимана – автор) показалась баржа с советскими моряками. Румыны сразу же погрузились на каруцы и рванули на Запад. Наши бомбардировщики их только на Днестре догнали».
После Второй мировой войны Румыния изредка фрондируя, тихонько сидела под контролем СССР. Ей даже вернули Трансильванию: союзники-победители посчитали венгров еще более виновными в военных преступлениях.
Но зато после развала Советского Союза румыны заболели тем же, что и многие страны бывшего социалистического блока, – манией величия.
В сегодняшнем Бухаресте практически на каждом шагу можно увидеть карту «Великой Румынии» (1).
Карта Великой Румынии
О Транснистрии дело не идет (пока), но Молдова, Черновицкая и бессарабские районы Одесской области – уже там. И что самое обидное - без малого два десятка лет Украина делала все, чтобы дать возможность потомкам побежденных и истребленных римлянами даков почувствовать себя наследниками римлян-победителей.
«Керманичи» суверенной Украины сделали все, чтобы поддержать у румын эту манию. С упрямством, достойным известных длинноухих вьючных животных, украинская политическая элита отказывалась от преемственности в отношении СССР, «задрав штаны» убегая от его прошлого. Даже от побед прошлого.
Например, Украина осудила «пакт Молотова-Риббентропа». «Прекрасно, - сказали румыны, - Тогда следует отречься и от наследия этого пакта. А Южная Бессарабия и Северная Буковина в составе Украины – это результат именно разделения европейских интересов Германии и СССР по секретному приложению к пакту. Просим вернуть». И, кстати, с точки зрения формальной логики они абсолютно правы.
Но политика государства должна руководствоваться национальным интересом, а не принципами формальной логики. Национальный интерес требовал, чтобы территория государства Украина не подвергалась бы никаким рискам, даже риску «самого справедливого и гуманного» Международного Суда ООН в Гааге. Для этого достаточно было просто отказаться от судебного процесса, и страна не потеряла бы более 12 000 квадратных километров своей акватории. Нет, евроориентированная Украина во главе с В. Ющенко согласилась на рассмотрение дела в суде, с треском его проиграла в 2009 году и объявила о разрешении территориальных претензий с соседним государством в пользу последнего.
Мой Бог! Даже молдаване сразу поняли, что произошло. «Решение суда ООН по острову Змеиный, по сути, является первым международным юридическим актом, положившим начало разделу Украины, инициированному Румынией… Официальный Киев зря испытывает радость по поводу этого решения. ”Отделавшись” от Бухареста этим “клочком” земли, который однако полон ресурсов и имеет стратегическое значение, Украина не только не приблизила свое членство в НАТО, но отдала тот самый “палец”, за которым последует потеря “руки”, а следом и прочих “конечностей”» (Олесь Стан, молдавский историк и политолог, 4 февраля 2009 года).
Как в воду глядел… Не прошло и года, как Бухарест предъявил Киеву новые территориальные претензии – на пять малых островов в Дунае: Майкан, Ермаков, Малый Татару, Большой и Малый Даллер.
Малы золотники, да дороги. В устье Дуная много островов. И фарватер (судовой ход) проходит мимо них. А по международному праву, когда граница между странами идет по реке, она проходит по фарватеру. В случае Майкана фарватер, проходивший между ним и румынским островом Бабин, обмелел, заилился, и теперь суда ходят между Майканом и украинским берегом. На этом основании год назад румыны впервые заявили о переносе границы «по фарватеру», после чего Майкан станет румынским. Мысль о необходимости простой очистки дна реки между Бабиным островом и румынским берегом Бухаресту в голову не приходит ( 2).
Киев думает… А Румыния печатает географические карты с Южной Бессарабией, «исконно румынской землей до Днестровского лимана».
_________________________
(1) http://www.blackseanews.net/files//image/00-00-00-09/source_karta_big_1.jpg
(2) http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/ Greater_Romania_Historical_Provinces.png/300px-Greater_Romania_Historical_Provinces.png