Часть первая здесь
Часть первая здесь
...Вполне естественный вопрос, возникающий после знакомства с уныло-депрессивным львовско-украинским национализмом: а почему, собственно, за них голосуют? Ведь Галичина действительно не Донбасс, у нас, как бы помягче выразиться, местную власть не столько избирают, сколько назначают, и политические пристрастия местного населения здесь практически не играют никакой роли. В Галичине же, если в облсоветах националисты имеют 40% депутатов, это означает только одно: около 40% населения за них действительно голосует. Причина этой тенденции кроется в самой большой и страшной львовской тайне, которую можно назвать...
Что представляет собой во всем мире типичный горожанин? Это, как правило, крайний индивидуалист, космополит и политически пассивный человек. В Донецке, к примеру, таких предостаточно. Это люди, которые на донецких кладбищах покажут вам своих дедов-прадедов, смутно представляя, откуда они были родом и каким традициям и обрядам следовали. Ничего удивительного, что Александр Блок назвал Донбасс «Новой Америкой», подразумевая и тот факт, что наш регион является своеобразным этническим плавильным котлом.
Возможно, когда-то и Львов был «плавильным котлом», где варились поляки, евреи, немцы и совсем в незначительной пропорции украинцы. Тот, кто ходил по историческому центру Львова, мог наблюдать полузатертые польские и еврейские надписи.
Все кардинально изменилось в 1939 году, когда Западную Украину присоединили к СССР. Львовяне предпочитают не вспоминать, что именно благодаря советской власти, над красным знаменем которой так любят глумиться во Львове, в этом городе были открыты украинские вузы, школы, театры и библиотеки.
Да, сейчас многие любят говорить о том, что, мол, в 1939-1941 годах на Западной Украине были репрессии, которые, и оттолкнули украинцев от советской власти. Правда, при этом стыдливо умалчивают, что 90% репрессий пришлось на долю этнических поляков. А в 1944 году, после освобождения Львова, советская власть способствовала выезду поляков из Львова на территорию Польши, снизив процент этой этнической группы с 63 (в 1938 году) до одного процента (как сейчас). В освободившиеся польские квартиры массово стали заселяться украинцы из галицких сел. И сейчас значительная часть львовян - это горожане в первом, максимум, во втором поколении, имеющие кучу родственников в селе, общающиеся с ними и постоянно пропитывающиеся тем консервативно-забубонным духом, которым всегда славятся села.
Ведь это мы, жители крупных городов Юго-Востока Украины, задаемся вопросами об отношениях с Россией, о связанной с ними цене на газ, о наличии российского рынка сбыта и так далее. Мы понимаем, что если этого всего не будет, то умрут наши градообразующие предприятия, после чего рухнет городская инфраструктура и нам останется небольшой выбор: или на кладбище, или в беженцы. Львовянин знает, что у него есть баба Параска или тетя Оксана в селе, что если продукты в городе закончатся, то отсидится у них на картошке, яйцах и молочке. Закончатся газ и уголь - нарубит дров в соседнем лесочке.
Можно еще добавить тот факт, что Галичина сидит под надежным информационным зонтиком. Специально купил ворох местной прессы (думаю, что не стоит застрять внимания на том факте, что вся пресса украиноязычная). Но проблема здесь не только в языке, но и в одинаковом мышлении. Это в Донецке в ларьке можно купить и местную украиноязычную прессу, и русскоязычные газеты, стоящие на националистических, национал-либеральных или коммунистических позициях, не говоря уже о том, что издания, позиционирующих себя как безыдейные, допускают достаточно широкий спектр точек зрения. Во Львове все совсем не так. Там местная пресса очень напоминает журнальчики Свидетелей Иеговы, которые, с чего бы ни начинался материал (с проблемы лесов Амазонии, детской наркомании или роста заболеваемости гриппом), всегда заканчиваются одинаково: верьте в Иегову и вступайте в нашу организацию. Так и львовская пресса. Только там вместо Иеговы: «у нас недостаточно украинскости».
Сборная Украины плохо играет в футбол? Это потому, что футболисты плохо знают украинский язык. У нас проблемы с малым бизнесом? Это потому, что у нас много памятников советской эпохи. И так далее.
Отступлений от генеральной линии преподнесения информации в СМИ почти не наблюдалось. Видимо, журналисты или боятся нарушить некие неписаные правила, или же просто не могут, поскольку никаких альтернативных точек зрения они просто не в состоянии воспроизвести из-за воспитания, образования и полусельского мировоззрения.
В результате радикальным националистам не нужно даже тратиться на агитацию местного населения, за них это активно делают местные СМИ. Поэтому ВО «Свобода» остается только быть самым последовательным из националистов, чтобы на выборах отгрести львиную долю голосов.
Поговорим и о других особенностях самого западного из крупнейших городов Украины.
В отличие от Подкарпатской Руси (Закарпатье), где существует очень своеобразная и обильная кухня, Львов особыми местными кулинарными изысками побаловать не в состоянии. Более того, он портит украинскую национальную кухню. Если будете во Львове, умоляю вас, не ешьте там борщ. Когда я первый раз его попробовал, сначала подумал, что вот эта красная жидкость в тарелке без вкуса и запаха - результат некой случайности. Мало ли почему - повар не выспался или рецепт был какой-то специфический. Но нет. Везде, где бы ни заказывал, вместо борща приносили некую баланду, выдаваемую за борщ. Если будете во Львове, ешьте местную пищу, она как раз нормальная, а борщ лучше всего кушать на Юго-Востоке или в Киеве. Там он настоящий украинский.
***
Продолжая кулинарную тему, должен заметить, что и хваленые львовские кофейни, мягко говоря, сильно перехвалены. Ни кофе, ни способы их приготовления ничем особенным не отличаются, например, от донецких. Видимо, миф о львовских кофейнях зародился в период позднего СССР, когда во многих городах кофеен не было в принципе, а во Львове были, притом в немалом количестве. Видимо, из-за этого гостям города львовский кофе казался чем-то особенным. Сейчас же, когда кофейная культура распространилась по всей Украине, львовские кофейни не выдерживают конкуренцию.
***
Во Львове мало светофоров, поэтому дорогу часто приходится переходить в неположенном месте. Не менее устойчивый миф о том, что львовские водители обязательно пропустят пешехода, верен лишь отчасти. Вернее, не отчасти, а от марки. Марки машины. Чем более крутая тачка, тем больше шансов, что ее водитель не нажмет на тормоза, увидев пешехода, торопливо пересекающего мощенную брусчаткой улицу.
***
Теперь о самих львовянах. Несмотря на то, что по воскресеньям львовские церкви забиты до отказа, а не попавшие вовнутрь толкутся на паперти, по вечерам там предостаточно пьяных. Наблюдал смешной случай. В одной из кафешек сидела (а часть уже и лежала) молодежная компания. Весь стол у них был заставлен пустыми пивными бутылками. Но самое интересное, что все эти бутылки были из-под безалкогольного пива. Не знаю, что именно это было. То ли некий особый львовский обычай пьянеть от безалкогольного пива, то ли ребята хотели с помощью безалкогольного пива протрезветь... Так что по вечерам Львов «штормит» не хуже Донецка.
***
Все остальное - то же самое: курящие девушки, бомжи и нищие, тусующиеся возле церквей, проститутки и «мажоры» на дорогих тачках.
Очень удивило количество знакомых до боли типажей: спортивный костюм, банка/бутылка пива, сидение на корточках, цепочки из турецкого самопального золота. В общем, тех, кого в наших краях принято называть емким словом «гопник». Правда, у нас такие типажи концентрируются в основном на окраинах, у них же почему-то они оккупировали центр.
***
Об архитектуре. Не верьте путеводителям и гидам. «Высокий замок, высокий замок». Я и полез на этот холм в парке, ожидая увидеть что-то хотя бы отдаленно напоминающее ужгородский или мукачевский замок. И каково же было мое удивление, когда в конце пути я узрел не замок и даже не какие-нибудь приличные руины, а небольшую смотровую площадку, над которой возвышался флагшток с сине-желтым флагом, под которым сидела группа не менее удивленных туристов, чем я. Предлагаемый вид на город с «высокого замка» весьма скучен и одинаков, в какую сторону ни посмотри. Сначала идут темно-серые здания исторического центра, дальше - светло-серые здания советских панельных домов. Львов - один из самых уникальных городов Европы, его не пересекает ни одна водная артерия. Так что глаз в этом сером городе ничего не цепляет.
Исторический центр совсем не реставрируется, несмотря на неминуемо приближающееся Евро-2012, которое, как известно, будет проходить не только в Донецке, но и во Львове.
Некоторые фасады центральных львовских зданий (причем многие из них помечены как памятники культуры) обсыпались до самого кирпича, некоторые статуи, например в соборе Святого Юра, потеряли свои конечности. Но весь этот декаданс почему-то мало беспокоит местные власти, которые куда более озабочены проблемами пикировки с Верховной Радой о признании или не признании красного флага, русского языка, чем заботой об имидже родного города, стремящегося стать туристическим центром.
***
Во Львове есть масса улиц с этническими названиями: Староеврейская, Армянская, Греческая. Есть и проходящая по самому центру города улица Русская, которая пересекается с улицей Сербской, демонстрируя невероятный символизм.
Возможно, я чего-то не увидел, что стоило бы увидеть. Возможно, что-то недопонял, что нужно было бы понять, гуляя по старым улочкам Львова. Но город, построенный 750 лет назад древнерусским князем Даниилом Галицким и названный в честь своего сына Льва, оказался менее интересным, чем ожидалось, но зато более дружелюбным, чем я представлял. Главное - не пытаться эти города унифицировать. Донецк никогда не станет таким, как Львов, впрочем, как и наоборот. Все же между нами 22 часа пути поездом. А это очень много.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.