Долгие измышления по поводу вклада Украины в мировую культуру можно резюмировать довольно одиозно – на нашей плодородной почве зародились и расцвели столь уникальные понятия и термины, как «жлоб» и «жлобство». Народные массы наступают и активно насаждают свою культуру, стиль поведения (если это можно так назвать), вкусовые предпочтения… Они энергичны, напористы и отличаются живучестью. Если кто из «загнивающих» интеллигентов когда-нибудь отрабатывал на прополке помидоров в колхозе, он на собственном опыте знает, что сорняки типа «лобода» да «грицики звичайні» труднее искоренить, чем вырастить культурный овощ. Но людей мыслящих эта ситуация все-таки не устраивает. Антин Мухарский, возглавивший Союз культурного сопротивления жлобству, уже не первый год изучает это специфическое явление во всех его социальных проявлениях. Свои «наработки», а также «результаты исследований» коллег по цеху он презентовал в Музее современного искусства Украины – весь первый этаж заняла самая масштабная выставка-инсталляция года «Жлоб-арт».
Центром экспозиции, мимо которой трудно было пройти, чтобы не быть вовлеченным в действо, была клетка с гопниками – «Жлобопарк. Животнолюди». Представители вымирающего (?) вида постоянно ругались, цеплялись, требовали денег за возможность сфотографировать. Главное, не подходить близко к клетке – схватят и будут требовать мзду, норовя отобрать сумку или еще что-то (спасибо редакционному фотографу – «не пожлобилась» и выкупила меня за 12 копеек, однако рыбный запах остался).
Под стать гопникам в конце зала торговала нехитрыми съестными припасами – семками и пивом втридорога – типичная представительница отряда «хапуга честная». Она не менее активно, чем ее «собратья» по классу, вступала со всеми в перепалки и не уступала банку пива дешевле 10 гривен. Тут же за перегородкой разместился ресторан типа «генделик» – непритязательно и доступно. Украшением зала, правда, уступающим по популярности пиву и гопникам, был жлоб-бюрократ. За его спиной красовался псевдо-Айвазовский, как и полагается «окультуренным» чиновникам. Несмотря на отсутствие вокруг него ажиотажа, он предлагал всем желающим вступить в его фракцию всего за 2 гривны. Правда, его копилка была пуста.
Перформеры создали неповторимый настрой вернисажу. Но не меньшее значение, конечно, имеет живопись, представленная на заданную тему. Оказалось, что сюжеты и персонажи весьма актуальны. Наконец-то наши «мытци» нашли своего героя. Андрей Ермоленко попытался разобраться в мечтах «реальных пацанов». Плоть и кровь «Святого БМВ» – пиво и сигареты, однако не всем мечтателям в спортивных костюмах удалось приодеться в Прада. Иван Семесюк с не меньшим энтузиазмом разрабатывает тему «жлобства», и его герои – «хлопчик», гоняющий голубей, плиточник на перекуре, «Пан на районе» и «Брателло». Брателло знают все. Сергей Хохол, Алексей Манн, Сергей Коляда спроецировали медийные персонажи на украинские реалии. Не узнаете «народную принцессу» за прилавком? А принца Уильяма в национальной одежде жителей Софийской Борщаговки? Но как похожи.
Не на шутку разыгралась фантазия Нины Мурашкиной. Неофициальное название ее серии «Ukrainian Paradise» – «Ласкаво просимо до України». Одуревших от вседозволенности персонажей художница поместила в барочный антураж. Депутаты, проститутки, трансвеститы и гомосексуалисты, герои светских хроник и прочие. Возможно, автор хочет сказать, что толерантность погубит наше общество. В таком случае ее брутальные сюжеты не увидел зритель. А еще на выставке представлен фото-отчет Стаса Волязловского о результатах поездки по Украине и гротескно-сатирические полотна Романа Минина и Сергея Коляды. Причем одной из главных тем выбрана животрепещущая “Welcome to Ukraine”. Да-а, когда Сергей Братков в одном из центральных выставочных залов показал этот сюжет в натуре, то эксгибиционистки от имени организованной ими же партии первыми бросились голой грудью на амбразуру за честь и достоинство украинских женщин. Оказывается, не всем авторам такой «респект и уважуха».
Как это ни прискорбно, но проект Антина Мухарского довольно убедительно продемонстрировал, что Украина внесла свою лепту в мировую культуру, и имя этому явлению – жлобство.
Фото Ольги Якимович