В конце мая Украинская греко-католическая церковь вновь подняла вопрос о возвращении имущества, принадлежавшего ей в период нахождения Западной Украины в составе Польши.
В конце мая Украинская греко-католическая церковь вновь подняла вопрос о возвращении имущества, принадлежавшего ей в период нахождения Западной Украины в составе Польши.
Но если в апреле глава УГКЦ Блаженнейший Святослав говорил о реституции в общих чертах, как о желаемом, то в мае были названы конкретные цифры: 36 тыс. га земли в трех галицких областях, многочисленные здания, большинство из которых находятся в общественном пользовании, и даже – предприятия.
Можно предположить, что таким образом УГКЦ отреагировала на инициативу Украинской православной церкви, которая предложила предоставить Церквам статус юридического лица. Но, как мы писали ранее, предложение митрополита Киевского Владимира состоит лишь в усилении защиты имущественных прав, которым УПЦ де-факто располагает в настоящее время.
Претензии УГКЦ концептуально отличаются от «охранной» инициативы митрополита Владимира: греко-католики требует прибавить к их нынешнему имуществу часть государственного. Причем, УПЦ стремится обезопасить свои храмы, а УГКЦ требует земельные угодья и недвижимость, в которой собственно культовые сооружения занимают едва ли не последнее место.
Первыми от аппетитов УГКЦ пострадают территориальные общины Галичины. Церковную недвижимость при советской власти приспосабливали для общественных нужд: под школы, общежития, ЖЭКи, музеи, управления и отделы, библиотеки. Их переезд чаще всего будет означать ухудшение условий обитания, так как «свободных» зданий за 20 лет приватизации уже нет, а местечковые бюджеты не в состоянии профинансировать такие объемы капитального строительства. Если же инициативу УГКЦ подхватят поляки, то у многих жителей Западной Украины могут возникнуть бессонница и нервные расстройства. Поляки-то на Западной Украине потеряли практически не просто 36 тыс. га – они, получается, потеряли все остальное.
Сложно предположить, что помешает полякам через Европейский суд потребовать возвращения права собственности на недвижимость на Галичине и Западной Волыни. Ведь реституция на Западной Украине не может быть частичной, основанной на национальном признаке. Почему греко-католикам вернут, а римо-католикам нет? Почему права украинцев восстановят, а поляков - их тогдашних сограждан - нет?
Молчание официальной Варшавы все это время было вызвано именно тем, что вопрос реституции на Западной Украине не поднимался вообще. Национализация имущества на Галичине и Волыни проходила по советским законам, распространенным на них в связи с законным и легитимным вхождением Западной Украины в состав СССР, на тех же основаниях, что ранее в Союзе, носило универсальный характер, не было дискриминационным по национальному признаку. В будущем, в частности, на базе этого имущественного комплекса сложилось качественно новое народное хозяйство. Кроме того, события ХХ века в Восточной Европе (война, изменения границ) лишили смысла любые попытки добиться сведения счетов по принципу примитивной бухгалтерии в две колонки «дебет/кредит».
Требование вырвать из остатков скукожившейся за годы деиндустриализации экономики какие-то наделы, недвижимость, заводы – это попытка добить экономику. Попытка, которая вернет регион в так любимые ВО «Свободой» 30-е годы.
Как ни странно, но надежной имущественной опорой галицких муниципалитетов в таких условиях остаются... объекты советских времен: хрущевки и «панельки», больницы, здания исполкомов, детские садики. За полвека лет их построили более, чем достаточно, чтобы вместить в себя пролетариев, количество которых сокращается. А вот дворцов строили мало. Потому приходится новым «панам» выкручиваться, выдумывать всякое.
Скорее всего, в УГКЦ осознают возможные последствия своей инициативы. А потому не будут добиваться возвращения де-юре. Чтобы не делиться с соседями.
Этот информационный шум просто создает формальный повод, чтобы местные элиты, хорошенько смекнув, «по собственной инициативе», на основании решений советов, «возвратили настоящим собственникам» имущество. И то, которым они владели до 1939-го, и нет. Кто осмелиться проверять? Разве что враги…
Вот тогда обыватели, сидя в советских панельках, водя детей в советского типового плана школы, ходя в советские поликлиники мимо реституциированных «камяниць» и «палацiв», смогут в полной мере возрадоваться справедливости, которая воцарилась на земле с падением ненавистной им империи.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.