Побоище 9 мая во Львове имеет давние исторические традиции: «В очах Відня та освіченої німецької публіки Галичина була «напів-Азією», «землею ведмедів», «австрійським Сибіром»...
Побоище 9 мая во Львове имеет давние исторические традиции: «В очах Відня та освіченої німецької публіки Галичина була «напів-Азією», «землею ведмедів», «австрійським Сибіром»...
То, что произошло 9 мая 2011 года во Львове, — не просто драка с политическим подтекстом или «провокация», а конец мифа. Конец мифа о «европейском» Львове. Множество раз ультранационалисты (читай неонацисты) проводили свои акции и марши в городах Восточной Украины. Во времена Виктора Ющенко, помнится, они маршировали даже по Донецку. Под охраной милиции, но маршировали. И вернулись в места постоянной дислокации (в партийные и околопартийные «схроны») целыми и невредимыми.
Уже при Януковиче та же ВО «Свобода» шагала по Одессе в количестве примерно двухсот человек. Совсем недавно — 29 января нынешнего года. Отмечали день памяти Крут. Провокационных лозунгов тогда, по свидетельству очевидцев, со стороны марширующих было выкрикнуто немало. И традиционное: «Комуняку на гілляку!», и «Помни, чужой, здесь хозяин — украинец!» (на родине Котовского, Бабеля и Ильфа с Петровым это особенно «убедительно» звучало), и «Геть неукраїнську владу!» В общем, провоцировали многонациональных, поликультурных и очень терпимых одесситов, как умели. Что удивительно — побоища не произошло! Одесситы не поддались на провокацию! Сегодня о «марше» тягнибоковцев в Одессе помнят только самые заядлые из политических гурманов. Как говорится, пришли и ушли, не оставив следа.
БЕСПОМОЩНОСТЬ ЛЬВОВСКОЙ МИЛИЦИИ. А теперь сравните с тем, что произошло на днях во Львове. Простые украинские люди (и в том числе львовяне) хотят отметить праздник Победы. В ответ «победоненавистники» распространяют по городу слухи, что приедут тысячи каких-то мифических боевиков партии «Родина» из Одессы. Сторонники ВО «Свобода» объявляют «мобилизацию». Львовский административный суд запрещает проведение 9 мая любых массовых акций — обратите внимание, в аналогичной ситуации в Одессе местный суд не запрещал «Свободе» проводить свою акцию, о которой я упоминал! А в сам праздничный день вообще начинается нечто невообразимое.
Марш ВО «Свобода» в Одессе. 29 января 2011 года тут обошлось без боя. В отличие от львовских, одесские власти оказались на высоте
С утра милиция не пускает людей на Марсово поле — якобы во исполнение решения суда. Желающие отметить праздник идут к Вечному огню. А там уже находится около тысячи сторонников «Свободы». Возникает вопрос: если Львовский суд запретил ЛЮБЫЕ массовые акции, почему «Свобода» фактически проводит ее и никто не препятствует ей это сделать? Не потому ли, что тягнибоковцы, находящиеся сегодня в большинстве во Львовском горсовете, фактически запугали всех своих политических оппонентов?
Между теми, кто хотел отметить День Победы, и неонацистами начинается перепалка. Вряд ли кто-то скажет наверняка, кто начал первым. Да это и не важно. Важно, что в Одессе во время марша «Свободы» никто не допустил прямых столкновений. А во Львове такое столкновение началось. Хотя, замечу, что началось оно только потому, что никаких «боевиков» никакой «Родины» во Львове не было. В лучших бандеровских традициях, почувствовав, что никакой угрозы нет, разгоряченные молодчики попытались перевернуть автобусы с приехавшими ветеранами и начали срывать с беззащитных пожилых людей георгиевские ленточки. И, наконец (что вообще стало международным скандалом!), у российского консула во Львове какая-то политизированная шпана отбирает венок, который дипломат собирался возложить в память погибших советских солдат.
На Холме Славы во Львове. 9 мая милиция не пускала сюда людей, которые хотели отметить День Победы. Фото ИТАР-ТАСС
Апофеозом шоу становится совершенно позорный факт, когда после побоища группа местных депутатов от «Свободы» вваливается в кабинет губернатора Львовской области Михаила Цимбалюка и вынуждают его… написать заявление об отставке. Губернаторов, как известно, назначает президент. Их не избирают во Львовском гор- или облсовете. Но Михаил Цимбалюк, вместо того, чтобы вызвать наряд милиции и выставить непрошенных гостей за дверь, проявляет малодушие и выполняет их разгоряченные фантазии — пишет заявление об отставке. На некоторое время Львовская область фактически оказывается без власти — в руках разгулявшихся беспредельщиков.
Представьте, что завтра сторонникам «Свободы» захочется точно так же ворваться в кабинет к одесскому, черкасскому, донецкому или луганскому главе областной государственной администрации. Им тоже прикажете писать заявление об отставке, увидев перед собой кучку скандалистов? И то, что сегодня тот же господин Цимбалюк уже обещает наказать ультрарадикалов за побоище 9 мая, не снимает с него ответственности за проявленную слабость. Губернатор для того и занимает свой пост, чтобы не допускать во вверенной ему области никаких беспорядков. И даже если это такая проблемная область, как Львовская, то верховным в ней все равно является украинский, а не львовский закон. Власть нужно не выпускать из рук, а УПОТРЕБЛЯТЬ!
Вчетвером на одного. Так проявляли «храбрость» львовские ультрас. Никаких боевиков партии «Родина» 9 мая во Львове не было. Фото PHL
СЛАБОСТЬ ГУБЕРНАТОРА. Результатом губернаторской уступчивости стало позорное пятно на имидже Львова и всей Украины всего за год до начала чемпионата Европы по футболу. Львовская милиция, как показали события 9 мая, совершенно не умеет разводить большие массы людей на улицах, не допуская столкновений, и НЕ КОНТРОЛИРУЕТ (к сожалению, это факт!) ситуацию в городе.
Сегодня г-н Цимбалюк оправдывается: «Никто и ничто не может запретить Победу... Я хотел бы, чтобы все наши соотечественники из разных регионов поняли: кучка ультрарадикалов — это не лицо Львова. Это, скорее, пятно, тень, которую они хотят бросить на лицо Галичины… Это неправда, что в нашем регионе живут нетерпимые, грубые, бескультурные люди, которые воюют с павшими, которые топчут память погибших солдат, которые не дают возможности внуку возложить цветы к могиле деда»…
Губернатор Львовщины генерал-лейтенант Цимбалюк испугался «свободовцев» и подал в отставку
К сожалению, должен возразить губернатору Львовщины: нетерпимые, грубые и бескультурные люди попадаются везде, в том числе и в Галичине. Проблема в другом: почему именно во Львове они диктуют правила поведения терпимым, вежливым и культурным? И почему губернатор пишет заявление об отставке под давлением этих людей, вместо того, чтобы поставить их на место? Надо будет — уволят и без них. По законам Украины, а не львовской подворотни.
Но почему именно во Львове стал возможным этот шабаш? Да потому, что ни Львову, ни Украине не рассказывают подлинную историю Галичины. Прошлое тут подменяют мифом. Факты либо замалчивают, либо дают выборочно, лишь бы подогнать их под придуманное беспринципным Грушевским клише: «Галичина — украинский Пьемонт».
ЛЬВОВ СДЕЛАЛА УКРАИНСКИМ КРАСНАЯ АРМИЯ. Пьемонт был самой экономически и политически цивилизованной областью на Апеннинском полуострове, вокруг которого произошло объединение Италии. Галичина была и остается дотационным регионом Украины, присоединенным к ней, благодаря победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. Попытки галицких националистов не только объединить что-либо вокруг себя, но и отделиться от чего-либо ни к чему не привели. В 1918 году Галицкая армия проиграла польским ополченцам битву за Львов, после чего правительство так называемой Западно-Украинской Народной Республики превратилось в исторический фантом. А не проиграть эту битву галичане просто не могли, потому что Львов был в то время ПОЛЬСКИМ ГОРОДОМ, в котором западные украинцы составляли всего около 20%!
За годы польской власти к концу 30-х годов доля украинцев среди львовян снизилась до 11%. И только после Второй мировой войны, когда из Львова, благодаря сталинской национальной политике, уехало подавляющее большинство поляков, жители окрестных украинских сел наконец-то смогли въехать в столицу своего «Пьемонта» и занять квартиры бывших хозяев Галичины.
9 мая. Львовские милиционеры бессмысленно сторожили могилы советских солдат от безобидных бабушек, которые пришли положить цветы. Фото ИТАР-ТАСС
Никогда львовские националисты не любили вспоминать тот унизительный для них факт, что их папы и дедушки смогли стать львовянами только благодаря красному флагу, который сегодня они так презирают, и лично товарищу Сталину. Великий западный демократ Уинстон Черчилль не хотел на Ялтинской конференции в феврале 1945 года передавать Галичину в состав Украинской Советской Социалистической Республики, являвшейся тогда частью СССР. Но Сталин настоял на своем, и предки тех нынешних поклонников ультранационалистических ценностей, кто 9 мая крушил во Львове автобусы с Пожилыми людьми, приехавшими из других городов Украины, получили возможность улечься на кровати и усесться на стулья тех львовян-поляков, что населяли «місто Лева» до 1945 года.
Это первый скелет во львовском шкафу. Второй скелет — это уровень культуры и образования тех жалких процентов украинцев, которым посчастливилось быть львовянами до прихода сюда «совітів». Но вот цитата из «Історії Львова», напечатанной в 1984 году издательством «Наукова думка»: «Освітній рівень населення Львова був катастрофічним. За переписом 1921 р., найвищий процент неграмотних у Львові був серед українського населення: з 27,3 тис. чоловік українського населення неграмотні становили 27,4%, 1931 р. серед учнів Львова було лише 15,9% українського населення. У Львові було 13 польських державних гімназій і лише одна українська». По данным той же «Історії Львова», в 1931 году среди львовян со средним образованием было только 10% украинцев, а с высшим — лишь 3%!
РОБКИЕ ШАГИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Окультуривание «новых львовян» началось совсем недавно — при советской власти. Поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что уличный мордобой является до сих пор самым ярким признаком политической «культуры» этого города, а понятие «свободы» неотделимо от насилия. Цивилизация только пускает тут первые робкие ростки! Прослойка интеллигенции невероятно тонка. Это даже не пленочка, а капельки, почти не имеющие влияния на «широкий загал». Пожалуй, одной из самых ярких реакций на события во Львове 9 мая стали слова львовского интеллектуала Владимира Павлива — одного из основателей некогда популярной львовской газеты 90-х годов «Пост-Поступ», опубликованные на сайте «Левый берег»: «Галичане думают, что высшей формой гражданского неповиновения является насилие с мордобоем. При этом не имеет особого значения — дать или получить по морде… Галичане надеются, что можно быть европейцем, не разделяя европейских ценностей и традиций».
Приезжать во Львов опасно. «Галичане думают, что высшей формой гражданского неповиновения является насилие с мордобоем» (В. Павлив). Фото AFP (Агентство Франс-пресс)
Я позволил себе процитировать эти слова только потому, что их сказал галичанин о галичанах — свой о своих. Со стороны, мне хочется верить, что Павлив все-таки преувеличивает и даже провоцирует общественную мысль. На мой взгляд, слова «галичане» в его характеристике можно смело заменить на «многие галичане». Ибо я не раз бывал в Галичине, там продаются мои книги, у меня там много приятелей и знакомых, и я знаю, что сказать так будет корректнее. Ведь Львов — это не только Фарион, но и, например, автор одной из самых интересных биографий Ивана Франко Ярослав Грицак, написавший не без остроумия о своей малой галицкой родине времен автора «доброго цісаря» Франца-Иосифа: «На карті світу є такі місця, де програєш уже через те, що народився саме тут… Окрім «галицьких злиднів», знані були «галицькі вибори» як символ політичної корупції та зловживання владою, «тернопільська мораль» — як евфемізм на позначення шахрайства і «галицький граф» — як синонім самозванця… В очах Відня та освіченої німецької публіки Галичина була «напів-Азією», «землею ведмедів», «австрійським Сибіром». Утім, символом відсталості Галичина була не тільки для Заходу, але й для Сходу. Українські соціалісти в Російській імперії нарікали на «галицьке варварство, або, інакше кажучи, цивілізацію, вироблену по польських лакейських хатах та попівських кухнях»… Інтелектуальний гуру варшавського позитивізму Алєксандр Свєнтоховський писав: «Ця наша Галичина є якоюсь фатальною скелею в океані цивілізації, об яку трощаться всі її кораблі й на якій тільки хижі птахи мостять собі гнізда».
Что изменилось в этой характеристике за 100 лет? Разве не «хижі птахи» устроили львовский погром 9 мая? И разве не разбиваются сегодня корабли цивилизации о «рифы» Карпат?
На вопрос: «Что происходит сегодня во Львове?» можно ответить: «Дерутся!» Но есть и некоторый прогресс за сто лет. В июле 1910 года во время «битвы» во Львовском университете между польскими и украинскими студентами дошло до настоящей перестрелки — с баррикадами из парт в аудиториях и пальбой из револьверов в ковбойском стиле. Вот как описывала те события львовская газета «Земля і воля»: «Барикади… Стріли револьверові. Прийшло до бійки на палиці і поліна… Труп і ранені… Академік (то есть студент. — Авт.) Адам Коцко, симпатик нашої партії, що стояв на самім переді української молодіжи, поцілений кулею бравнінга повалився на землю. Стрілів впало з обох сторін около 50. Між українською молодіжею ранено кількох тяжко (один в голову, а один в коліно), а кільканадцять легко. Ранено також легко в голову кількох педелів (университетских надзирателей. — Авт.) і кількох польських академіків»…
В начале ХХ века львовские студенты убивали друг друга прямо в аудиториях — палками и пулями
Так веселилась львовская молодежь сто один год назад. Представьте, тот уровень культуры! Не мужики, а прогрессивные студенты, вооружившись поленьями и револьверами, лупят друг друга прямо в «альма-матер»! Разгонять это скопище до зубов вооруженных «интеллигентов» пришлось тогдашней австрийской полиции. Если бы не разогнали, убитых и раненых было бы больше — ведь у студентов кончились патроны, а не кулаки и поленья! Ах, этот милый добропорядочный Львов времен «доброї бабці Австрії», о которых любят грустить за чашкой кофе нынешние галицкие интеллектуалы…
Во Львове можно заменить губернатора, можно проредить местную милицию, погрязшую в пережитках местной разновидности кумо-племенного строя, можно строить стадион к Евро-2012, а можно и прекратить его стройку, но если Галичина будет голосовать за «Свободу», то свобода в этом крае исчезнет окончательно. Со скелетами во львовском шкафу должны разобраться, прежде всего, сами львовяне. Разобраться честно, не пытаясь выдать эти костяки за нетленные мощи святых. Иначе Галичина окончательно превратится в резервацию, которую цивилизованные люди станут объезжать стороной, как объезжают Гаити с его милым культом вуду.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.