Мне кажется, если бы подобный сюжет с подобной претензией вышел на японском телевидении, то его генеральный директор в тот же вечер совершил бы сеппуку. А у нас – нормально. Уже второй телеканал с общенациональным покрытием сообщает о том, какими будут последствия японского бедствия конкретно для нас. Вот, метро не построят.
И по этому поводу в экспертном сообществе уже развернулась полноценная дискуссия. Кто-то считает, что всё будет нормально. Мол, самураи – народ слова, скоро справятся со своими проблемами и займутся нашим кредитом. Есть и другие точки зрения: может, мол, процентную ставку пересмотрят, может, вообще откажутся. Это говорят депутаты Верховной Рады, чиновники киевской мэрии…
Это тот случай, когда за свою страну в очередной раз мучительно стыдно. Четвёртую ветку столичного метро, которую спроектировали ещё в 80-е годы, построить нам должны японцы. Сами не сможем. Нужна помощь народа, который ещё не подсчитал точное количество жертв катастрофы. Нужен кредит для строительства моста от страны, где сейчас в руинах лежит 150 тысяч зданий.
В психологии есть популярная теория, что современные народы делятся на две культуры – культуру вины и культуру стыда. У них разная мотивация нравственных поступков. В культуре стыда человеку неудобно действовать иначе, чем принято. Стыдно перед соседями, перед членами церковного прихода, перед товарищами по оружию. В индивидуалистической культуре вины, наоборот, человек ощущает свою ответственность лишь перед самим собой и перед Богом. Авторы этой концепции долго не знали, куда определить в своей схеме наш народ – у нас очень много характерных черт от обеих культур.
По-моему, сейчас можно закрыть белое пятно в науке. Мы просто вне культурного поля.