Потомок династии Фрейдов, для которого обнаженная натура всегда была своего рода творческим наваждением, непременно бы оценил проект «Инь» в галерее «М-17», в рамках которого 26 украинских художниц раздевали своих современниц с особым пристрастием.
Я никогда не считала себя ханжой, стыдливо отводящей глаза от обнаженной натуры. Если нарисованное, сфотографированное или отснятое радует глаз, оно уже по определению не может быть пошлым. Но художники, нашедшие себя в направлении «ню», всегда будут балансировать на грани – является ли их работа произведением искусства или же имеет к этому опосредованное отношение. Да к тому же эротику порой очень сложно отделить от порнографии. Эротика прошла с человечеством одинаковый путь развития и душевные волнения этого свойства знакомы каждому. Разница лишь в том, какого пола человек. Обнаженная натура, и в основном женская, всегда была прерогативой мужчин. Причем как в плане подачи, так и «потребления». Мужчины с незапамятных времен всегда почему-то стремились женщину раздеть и выставить на всеобщее обозрение. Хотя надо отдать должное творцам прошлых веков, делали они это более изыскано и натурально.
Нынче художник или фотограф сам отбирает достойные эстетического восприятия модели, а после, когда товар показан, так сказать, не только лицом, а всеми другими более интересными местами, он активно обсуждается в чисто мужском кругу. Причем не часто можно встретить на полотнах или фото обнаженку в чистом виде, т.е. такой, каким человек есть на самом деле. Здесь к услугам художников и фотошопы, и само воображение, позволяющее убирать изъяны и доводящее тело до искусственного совершенства.
В этой связи становится искренне жаль простых, «неформатных» женщин, которым никогда не дано постигнуть прелесть 90х60х90, выставить всем напоказ ноги, растущие от ушей или убить, в полном смысле слова, двумя буферами, называемыми в эру силикона почему-то еще женской грудью.
Тем не менее, 26 участниц проекты «Инь» всеми доступными художественными средствами решили отстоять право на собственное видение себя, и доказать, что они, т.е мы, совсем другие, объявив тем самым об окончании века мужского шовинизма и начале времени Инь.
Среди пяти десятков работ вы не найдете ни капли гламура, один сплошной «натюрлих», поражающий фантазией женские умы и шокирующий мужчин. Думаю, дедушка Фрейд откровенно бы порадовался представившейся возможности поставить диагноз на основании рисунка. А его знаменитый внук наверняка нашел бы родственные души среди украинских «митців». Но младший Фрейд стремился к передаче всех физиологических подробностей, создавая ощущение интимной близости между зрителем и персонажами, предстающими как будто под ярким светом электрических ламп.
Домысливать сюжетную линию на полотнах наших героинь нет необходимости, авторы позаботились, чтобы сомнений о происходящем даже не возникало. Возьму смелость утверждать, что тон всей выставке задала провокационная картина харьковчанки Алины Клейман «Я – митець».
Если накануне просмотра вы со своими мозгами проделаете манипуляцию, сродни той, что изображена на полотне, то процесс восприятия потом «пойдет» легче.
Дальше триптих все того же автора – под вполне соответствующим изображению названием – «Трансформация менструации».
В общем, поизголялись над полом, который после этого вряд ли повернется язык назвать прекрасным, в полной мере. Кисти мастеров «прошлись» по фигурам: толстым, некрасивым, с явными признаками целлюлита.
Заглянули в спальню новобрачных и весь процесс соития воспроизвели в полной мере.
Говорят, что рисунок – прекрасная возможность взглянуть на мир глазами художника. Тогда в этом случае мне хочется стать слепой.
Представленные в галерее работы выставлены на продажу, а часть денег от выручки будет направлена для детей с ДЦП. И кто знает, может какое-то полотно постигнет та же участь, что за картину Люсьена Фрейда «Спящая социальный инспектор», купленную Романом Абрамовичем на аукционе Кристи в Нью-Йорке за 33,6 миллионов долларов.
Фото Ольги Якимович