Каждый раз, когда в выпусках новостей рассказывают об очередном падении мировых цен на нефть, украинские автолюбители замирают в радостном ожидании…
Каждый раз, когда в выпусках новостей рассказывают об очередном падении мировых цен на нефть, украинские автолюбители замирают в радостном ожидании…
Им, мыслящим по законам формальной логики, почему-то кажется, что вслед за этим должна немедленно опуститься и цена бензина на украинских заправках. Но они не учитывают, что прямопропорциональная зависимость стоимости топлива от стоимости сырой нефти существует где угодно, но только не в Украине. Вернее, существует она и у нас, но только в случае изменения цены в одну сторону – вверх.
Во время осенне-зимнего обвала цен на нефть, когда черное золото рухнуло со 170 долларов за баррель до почти 30, я каждый день общался посредством «аськи» с приятелем, живущим в США. Беседовали, вестимо, о кризисе, сравнивали его последствия в развивающейся Украине и в развитых по самое не могу Штатах. Приятель, у которого не было проблем с работой и стабильным заработком, высказывался в духе – а чего страшного в этом кризисе, мне он наоборот нравится. На мои недоуменные вопросы он пояснял, что цены сильно упали практически на все потребительские товары, что не могло не понравиться трудоустроенному населению. Особенно он радовался падению цен на бензин – с 4-5 долларов за галлон на пике стоимости нефти, они упали до менее 2 долларов за галлон. На отдельных заправках, рассказывал он, можно было залить полный бак и по $1,90. Мысленно пересчитывая цену на родные гривни и литры, я выводил шокирующую для моего понимания цифру – 45-50 центов за литр топлива. Курс доллара тогда еще только начал свой впоследствии галопирующий рост, и находился на отметке около 5 грн./дол., так что в перерасчете на отечественную валюту выходило что-то около 2,50 грн./литр. Когда вы в последний раз видели такую цену на украинских заправках? Даже в приснопамятной рекламе БЮТ, где усталый шофер с пустыми глазами умолял «повернути Юлю», фигурировала цифра, если не ошибаюсь, 3-20 грн./литр.
Когда стоимость нефти достигла пика падения, цены на украинских заправках были на уровне 4,70-4,90 грн. за литр А-95. Когда отечественным нефтетрейдерам задавали резонный вопрос, а в чем же собственно дело, они ничтоже сумняшеся ответствовали, что, мол, бензин этот еще из старой, дорогой нефти сделан, поэтому цена его и не падает столь стремительно, как во всем мире, но как только начнет перерабатываться нефть, купленная по 30 баксов, тут уже будет всем автолюбителям вселенское счастье.
Но счастья мы так и не дождались. Не желая продавать нефть за копейки, арабские шейхи и латиноамериканские диктаторы из ОПЕК резко сократили добычу «черного золота», в связи с чем она снова медленно, но верно пошла в рост. И о чудо! Украинские нефтетрейдеры в этот раз настолько чутко отреагировали на тенденцию, что впору снять шляпу. За какой-то месяц цена с 5 с копейками гривен за литр перевалила за 7, и, похоже, на этом не собирается останавливаться. Особо умиляет то, что на «Лукойлах», «Шеллах», «Кло», «Укртатнафтах», «ТНК» и прочих «Вогах» цены на самый ходовой 95-й бензин (не премиум) – абсолютно идентичны. Как вам такая рыночная конкуренция? Но все обвинения в корпоративном сговоре автозаправочные сети гневно отметают. А на вопрос – почему у вас у всех цены одинаковые, отвечают что-то вроде «у умных людей мысли сходятся». Типа, случайно так получилось.
И вроде бы есть в Украине такая структура как Антимонопольный комитет. И даже иногда у него важно раздуваются щеки и прорезается голос, вещающий о бесспорном наличии сговора на рынке нефтепродуктов, и неминуемых карах в виде штрафов (а карает АМК действительно сурово – до 15% от годовой выручки. Можете себе представить, какая выручка у торговцев бензином за год), если цены на топливо не будут снижены. Но почему-то нефтетрейдеры не особо прислушиваются к АМК. Да, бывает, после очередного его окрика снизят цену копеек на 10, чтобы уже через две недели поднять ее на 25. А как же – нефть ведь дорожает.
То, что законы рыночной экономики в этом сегменте рынка не работают - уже очевидно. Да и правда – зачем терять верную прибыль, если лох-автолюбитель все равно заплатит за бензин такую цену, какую ему напишут на стенде при въезде на заправку? А чтобы не поехал на другую, цены надо везде установить одинаковые, и тихо-мирно косить капусту.
В России Федеральная антимонопольная служба (с говорящей самой за себя аббревиатурой ФАС) не боится накладывать миллиардные (в рублях) штрафы на «монстров» рынка вроде «Лукойла» или «ТНК». И после того как на днях у соседей 95-й бензин подорожал и стал стоить 22-24 рубля за литр (5,5-6 грн./литр), нефтетрейдеры, как пить дать, снова будут иметь тяжелый разговор с ФАСовцами. У нас же все ограничивается сдержанными матюгами водителей, через день видящих на заправках новую, бОльшую цену, и полушутейным «ай-ай-ай» от Антимонопольного комитета. Возникает резонный вопрос – а нужна ли вообще такая структура, если обнаглевшие нефтетрейдеры так откровенно кладут с прибором на нее и ее советы? В такой ситуации была бы полезной «показательная казнь» одной или нескольких «бензиновых шишек». Миллионов эдак на 300-400 гривен каждого. Может, тогда бы что-то изменилось на бензиновом рынке. А до тех пор будем так и будем для «нефтяников» лохами-автолюбителями. А лох, как известно, - это судьба, а на судьбу пенять негоже.
Ярослав Мельниченко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.