Некий уэнпэшник (это не профиль отделения, где расположена палата, а принадлежность к политической партии… хотя и профиль тоже) с романтичной фамилией Шовкошитный заявил, что планы министра образования Дмитрия Табачника на сокращение госзаказа в вузах… нет, так не годится. Что это я сразу буду вам выдавать самое вкусное. Давайте сначала о госзаказе. Исходные данные таковы: Табачник действительно заявил, что будет сокращать госзаказ. Из этого все сразу сделали собственные далеко идущие выводы и принялись их обсуждать. В вузы пришли некие письма министерства, в которых содержатся некие то ли предписания, то ли рекомендации – в общем, ничего еще не ясно. Поэтому есть смысл говорить только о самом принципе: есть основания для сокращения госзаказа или нет?
Да есть, конечно. Тут даже ни к чему распространяться, достаточно одного примера: перепроизводство экономистов и юристов таково, что госзаказ по ним нужно сокращать до минимума. Количество вузов, открытых непонятными людьми на непонятных основаниях (особенно это касается западноукраинских областей), также не поддается осмыслению. В таких вузах госзаказ нужно просто отменять. Равно как и манеру открывать «университет» на базе каждого закрытого ПТУ. Последних, между прочим, не хватает – а первых явный избыток.
Означает ли все вышесказанное, что министерство и Табачник реализуют необходимое сокращение госзаказа с максимальным эффектом? Да нет, конечно. Криво реализуют – потому, что система кривая, ничего в ней нормально реализовать невозможно. Урежут госзаказ всем подряд, «блатным» оставят, все сделают наперекосяк – ну, разве что сообразят хотя бы прошерстить «выдающиеся» вузы Тернопольщины, Хмельнитчины и еще какой-нибудь Черкасщины, не говоря уже о Черновцах. Во всем остальном нужное дело сделают так, что оно породит кучу ненужных проблем. Потому, что нет привычки у чиновников советоваться со специалистами. Вот ликвидировали ВАК – чудесно, замечательно. Но что стоило обсудить дальнейшие действия с учеными? А то получилось, что вся эта трехбуквенная клоака дружно переехала в министерство – и на этом «ликвидация» завершилась?
Но, возвращаясь к госзаказу, отмечу: очевидным является лишь необходимость его сокращения. Все остальное, в том числе «превентивная» критика – это пока наши домыслы. А вот реакция упомянутых в начале статьи больных на голову – это убедительная реальность. Вышеназванный Шовкошитный заявил, что планы Табачника на сокращение госзаказа в вузах направлены исключительно против этнических украинцев. Вот так вот. Где логика? А, оказывается, этнические украинцы – самые бедные и живут в деревнях. Вот поэтому план Табачника – это антиукраинский заговор. Больной? Больной.
Что касается деревень, так деревня деревне рознь. И паломничества «абитуриентов» – вернее, их родителей – в вузы и центры тестирования с поросятами и гусями не иссякают. Так что не надо сочувствовать всем скопом – есть такие «деревенские», которые весь город купят и продадут. Ну, а заявление о том, что сокращение «является расисткой политикой Минобразования относительно представителей титульной нации» – это откровенная провокация. В городах бедных семей полным-полно, ничуть не меньше, чем в деревнях, и этническое распределение совсем не характеризуется столь однозначно.
Зачем «дорогой товарищ» мелет эту заведомую чушь? Почему – понятно: голова больная, но зачем? А затем, что наши отечественные нацфаши четко осознают свои классовые позиции. И точно так же, как любые другие псевдо-критики системы, на деле защищающие капитализм покруче иных либералов, панически боятся активности низших классов. Поэтому первоочередной своей задачей они считают разделение этих классов. Чтобы они ни в коем случае себя классом не осознали, чтобы не чувствовали своих общих интересов. Как это легче всего сделать? Ну, естественно сыграть на дремучем инстинкте «свой-чужой», разделить бедные слои по виртуальному этническому признаку. На это и направлены легенды и страшилки о «расистских планах» и преследованиях этноукраинцев. Планируемое сокращение госзаказа, при всей его необходимости, действительно может ударить по бедным семьям. Но никакой разницы между бедняками-украинцами и бедняками-неукраинцами нет. Любая другая позиция – это национал-фашизм, пропагандистское замыливание взгляда на глубинные классовые противоречия и препятствование классовой же солидарности. Они, шовкошитные, и сами боятся роста этой солидарности, и заодно заказ выполняют – тех самых правящих групп, «элит», с которыми так агрессивно пытаются бороться.