Аргументы последних сводятся к тому, что, мол, взрыв взрыву – рознь, и на то он и Сталин, чтобы его взрывать. В очередной раз демонстрируется потрясающее умение националистов (а вы знаете, какой состав в Львовских «местных» органах власти) манипулировать ценностными и правовыми позициями. Теракт – деяние, определяющееся безотносительно того, на кого или на что оно направлено. Равно как и экстремизм. И в этом отношении нет ни малейших сомнений, что взрыв памятника был терактом. Совершенно неважно, чей памятник, это – технический вопрос: взрывное устройство по чистой случайности не воздействовало на человека. Отсутствие жертв не лишает деяние статуса теракта. Это – правовая логика, к которой национал-фашисты обращаются лишь тогда, когда им это выгодно. А тут замаячила серьезная возможность загреметь под судебные разбирательства, и не по идеологическим искам, а по вполне уголовному – вот и затрепетали…
Требование коммунистов вполне обосновано – и не только недавним терактом, но и памятными высказываниями разнообразных национал-экстремистских лидеров – начиная с Тягнибока и его «борьбы с жидвой и москалями», и заканчивая главой Запорожского КУНа Тымчины, который обещал, что «Днепр станет красным от крови жидов и москалей». Любая психолингвистическая экспертиза подтвердит, что эти высказывания не только выражают национал-экстремистские воззрения, но и призывают к экстремистским акциям. Это – прямое основание для запрета. Можно, конечно, дожидаться, как в Венгрии или Румынии, пока штурмовые отряды доморощенных ремов и кодряну начнут осуществлять свои мечты. А можно поступить дальновидно – и предупредить национал-экстремизм.
Пока что можно говорить о процессах совершенно противоположных: и активность, и информационное присутствие ультра-националистов после прихода к власти Януковича усиливаются и увеличиваются. А манера известных облсоветов и горсоветов вмешиваться в совершенно посторонние дела, лезть со своими «уставами» на территории иных областей уже просто выводит из себя. То какой-то львовский мэр начинает указывать харьковским властям, что нельзя, мол, снимать доску Иосифу Слепому. То какой-нибудь ивано-франковский совет требует убрать все памятники советского периода. Ни к чему, кроме нагнетания противостояния между разными регионами страны, такая активность привести не может. Да и потом, это совершенно естественно для любых националистов – работать на действительный раскол страны. Они иначе просто не умеют, любое объединение их страшит. Ведь объединить можно только на каких-то универсальных основаниях, ценностях, нормах – а национализм по определению способен только разделять, даже политический, не говоря уже об этническом. Вот поэтому украинские национал-экстремисты занимаются естественным для себя делом – раскалывают страну, народ на «своих» и «чужих». А для власти было бы совершено естественным запретить деятельность этих господ. В конце концов, этого, ни много, ни мало, требует Конституция.