У каждой эпохи - как у вина - свое послевкусие. В прошлом веке 60-е годы запомнились оттепелью после сталинских «заморозков», 70-е - «застоем», 80-е - перестройкой. 90-е принесли экономическую нестабильность, разруху и бандитские разборки...
И вот заканчиваются последние дни 2010-го, то есть пора подводить итоги первого десятилетия новой эпохи. Что мы расскажем следующим поколениям, будем ли ностальгировать по «нулевым» годам?
«Комсомолка» решила подготовить для читателей подборку событий и тенденций, которые определяли нашу жизнь в течение прошедшего десятилетия.
В то, что кто-либо сможет «подвинуть» Леонида Кучму, чье имя стало символом девяностых, верилось с трудом. «Пусть худо, пусть бедно - но постепенно» - с таким лозунгом Украина вошла в новое тысячелетие. Кучму переизбрали на второй срок - и внезапно начался масштабный политический скандал.
В сентябре 2000 года пропал журналист Георгий Гонгадзе. Через неделю об этом узнала вся страна, через месяц - мир. Немалую роль в этом сыграл майор Управления госохраны Николай Мельниченко: диктофонные записи, сделанные им в кабинете президента, стали самым популярным политическим хитом десятилетия.
Началась длительная акция протеста под лозунгом «Украина без Кучмы». Кто бы ни был ее настоящим идейным вдохновителем и режиссером, это наверняка гениальный политический стратег - расчет на формирование гражданского общества вкупе с социальным недовольством сыграл свою роль...
|
Мы верили, мы знали, мы могли. Романтизм оранжевой революции вдохновлял миллионы украинцев, большинство из которых шли на Майдан не за деньги, а за свободой и демократией. И с третьим туром выборов-2004 страна наконец выбрала президента...
Но вместе с тем «оранжевые» события стали для многих украинцев и самым большим разочарованием десятилетия. Надежды, которые возлагались на новый курс Украины, обратились в пыль уже через несколько месяцев после инаугурации Виктора Ющенко.
Обещанные реформы остались лозунгами, которые вынимались на свет Божий перед каждыми новыми выборами. Вместо тюрем бандиты оказались в самых теплых местах (да они и сейчас там!). Новоявленная оппозиция заговорила о политических чистках и люстрации.
Первый Кабмин протянул 9 месяцев и был распущен президентом после обличающего выступления госсекретаря Александра Зинченко. Во всех бедах премьер Тимошенко обвинила окружение президента. Окружение в свою очередь тянуло одеяло на себя. Украина вступила в пору политической нестабильности...
Ни выборы в Верховную Раду 2006 года, ни перевыборы парламента годом спустя не смогли исправить ситуацию. Более того, после избрания нынешнего состава парламента в стране и вовсе наметились два центра влияния: президент Виктор Ющенко повелевал Украиной с улицы Банковой, его оппонент - Юлия Тимошенко - правила из здания Кабмина на улице Грушевского. То, что расстояние между их «резиденциями» составляет максимум 100 метров, ничего не меняло. Указы президента игнорировались премьером, и, наоборот, постановления Кабмина блокировались главой государства.
Апогей конфликта пришелся на 2009 год. Ющенко даже грозился досрочно прекратить полномочия «непослушного» парламента, который, несмотря ни на что, лил воду на мельницу премьера. Окончательно открыл глаза тем, кто все еще верил в Майдан, переданный журналистам аудиофайл разговора между людьми, чьи голоса очень похожи на голоса Ющенко и Тимошенко. В финале «президент» вычитывает «премьера»: «Вы не любите тех, кто вас уважает. Не любите! Вам нужен конфликт, вам нужно это б..дское президентство. Делайте что хотите! Вы рушите Украину!»
После этого президент больше не общался с премьером, избегая встречи с ней в официальных делегациях и на мероприятиях. Исключением были только заседания СНБО.
|
Выборы президента-2010 окончательно подвели итоги десятилетия. Граждане Украины сами расставили политические приоритеты. Прежний президент был безжалостно отправлен на свалку истории, набрав 2,8 процента голосов. Третье место досталось бывшему банкиру, возглавлявшему в свое время предвыборный штаб Януковича, Сергею Тигипко. А основная борьба развернулась между лидером оппозиции Виктором Януковичем и премьером Юлией Тимошенко.
В жесткой избирательной кампании было применено наибольшее за последние годы количество политических технологий. На слоган «Вона працює», вброшенный в массы технологами премьера, у Партии регионов нашелся контраргумент: их кандидат обещал услышать каждого избирателя посредством прямой телефонной линии. В конце концов кокетливое «хвастовство» Тимошенко проиграло: во втором туре Леди Ю набрала 45,4 процента голосов избирателей, Янукович обогнал ее на 4 процента, то есть почти на миллион голосов.
После безрезультатной попытки доказать факты фальсификаций в судах Юлия Тимошенко смирилась с поражением, но победу оппонента не признала. Президентом стал Виктор Янукович, а БЮТ перешел в глубокую оппозицию, где и находится по сей день.
Со времен Кучмы целью Украины остается интеграция в ЕС. Хоть вектор международной политики официально не менялся, за десятилетие страна несколько раз «виляла» то в сторону Брюсселя, то возвращалась в сферу влияния Москвы.
Леонид Кучма успешно лавировал между ЕС и Россией. Подобный подход был удобен для всех. А с приходом Виктора Ющенко Украина кардинально развернулась в сторону Брюсселя: президент заявил о необходимости вступить в ЕС в ближайшие 5 лет. Сама «старая Европа» была не в восторге от такого еврооптимизма: в Евросоюз только-только вступили новые члены и содружество испытывало экономические проблемы.
Гораздо удачнее складывались отношения с США. Ющенко стал вторым в истории Штатов президентом из Восточной Европы, удостоенным чести выступать в Конгрессе США. В 40-минутной триумфальной речи он заверил Вашингтон, что новая Украина разделяет евроатлантические ценности, и убеждал, что вступление его страны в ЕС и НАТО укрепит стабильность во всем регионе.
Взамен США отменили для Украины поправку Джексона - Вэника, оставшуюся с советских времен и ограничивавшую торговлю с Вашингтоном, а также присвоили нашему государству статус страны с рыночной экономикой и ускорили вступление в ВТО.
Когда же президентом стал Виктор Янукович, улучшились отношения Украины и России, наладилось экономическое сотрудничество. Был подписан договор, продливший пребывание Черноморского флота в Украине.
Шесть лет назад унитарная по Конституции страна разделилась по территориальному признаку. Политтехнология, примененная одним из кандидатов на президентских выборах-2004, нашла отклик в сердцах украинцев: деление на «восток» и «запад» теперь воспринимается обществом как нечто само собой разумеющееся.
Противостояние это идеологическое и историософское. Каждая из двух Украин чтит своих героев и ненавидит чужих. Пожалуй, самую тонкую характеристику ситуации дал экс-президент Кучма в одной из своих книг. О Хмельницком и Мазепе, символизирующих симпатии жителей востока и запада страны, он написал так: «Хорошо, что наш Нацбанк поместил портреты двух этих людей на гривны. У нас люди все еще ведут борьбу против памятников и портретов, но деньги никто рвать в знак протеста не будет. Видя Мазепу и Хмельницкого в своих кошельках вместе, наши люди привыкают терпимее относиться к своей истории, к ее творцам. Да, пожалуй, и друг к другу».
Недаром говорят, что бездействующая армия - армия загнивающая. Украинские военные начали терять боеспособность еще в 90-е. Но самые страшные катастрофы, связанные с их «деятельностью», пришлись на последнее десятилетие.
Кровавый счет открылся в 2000 году, когда неуправляемая ракета «Точка-У» прошила жилой дом в Броварах под Киевом. 3 человека погибли, столько же получили ранения.
Годом позже ракета, выпущенная украинской системой ПВО, сбила самолет ТУ-154М, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Погибли 78 человек. Военные и по сей день отрицают свою вину в той трагедии, хоть и согласились частично выплатить компенсации.
Самой же кровавой трагедией обернулось авиашоу 27 июля 2002 года над аэродромом Скнилов (Львов). Выполняя фигуры высшего пилотажа, истребитель Су-27 украинских ВВС упал на зрителей. Кадры горящего самолета, кромсающего толпу и поливающего аэродром тоннами керосина, облетели весь мир… Итог - 77 погибших, среди которых было 28 детей, сотни раненых...
|
8 августа 2008 года напряженные отношения между Россией и Грузией достигли предела. Тбилиси вторгся на территорию непризнанной республики - Южной Осетии, которую считал своей территорией. Москва ответила. Началась война...
Украина изначально поддерживала Грузию: известно, что непосредственно перед началом боевых действий Киев поставил ей 25 корабельных систем залпового огня «Град-М», зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1», 4 станции радиотехнической разведки «Кольчуга», 15 боевых модулей «Шквал», 16 бронетранспортеров, комплекс радиопомех «Мандат» и почти 2 миллиона зарядов большого калибра.
Вся боевая мощь Грузии оказалась повержена в течение 5 дней. По официальным данным, в войне погибли около 500 человек - почти 400 грузин и больше 70 россиян. Россия и еще несколько стран признали независимость Южной Осетии и Абхазии. Поступить так же Украина отказалась.
Кто-то на дух не воспринимает их веру, кто-то являлся прихожанином одной из церквей. А некоторые и сейчас посещают. За последние годы мы стали гораздо терпимее к непонятным религиям и верованиям. Потому и начало бурного «рассвета» протестантских церквей различных деноминаций - пятидесятнических, баптистских, харизматических - вызвало у нас не внутренний протест, а вялое любопытство.
Внезапно в ноябре 2008 года разразился скандал. Обанкротилась компания «Кингз Кэпитал» («Королевский капитал». - Авт.), работавшая «под крылом» самой большой в Украине протестантской церкви «Посольство Божье». Компания привлекала средства прихожан церкви, обещая им взамен сказочные проценты. Всего пострадали около 6 тысяч вкладчиков. Директор компании оказался в заключении, а пастор церкви, нигериец Сандей Аделаджа, призывавший инвестировать в «Кингз Кэпитал» на своих проповедях, сейчас находится на подписке о невыезде.
В результате популярность протестантских церквей среди украинцев начала таять (сегодня «неформальные» собрания посещают примерно 150 тысяч наших соотечественников).
В новое десятилетие мы вступили едва ли не беднейшей страной в Европе. Пенсии едва-едва перешагивали 30 долларов, зарплаты бюджетников не дотягивали и до 100 «зеленых». Покупательная способность украинцев была вдвое меньше, чем у поляков, и в полтора раза - чем у румын.
Первое масштабное повышение соцстандартов произошло перед памятными прошлыми выборами президента. Тогдашний премьер Виктор Янукович привязал размер пенсий к зарплатам, кроме того, выросли зарплаты бюджетников, а размер пенсий сравнялся с прожиточным минимумом для нетрудоспособных граждан (тогда - 284 гривны).
Регулярное повышение выплат также проводили правительства Тимошенко и Еханурова. В итоге минимальная зарплата выросла с 30 долларов (140 гривен в 2001 году) до 115 у.е. (922 грн. в декабре 2010-го). Но все могло бы быть значительно лучше, если бы не экономический кризис...
За все блага рано или поздно нужно расплачиваться. Понимание этого к мировым финансовым воротилам пришло, увы, слишком поздно - сначала обрушился рынок ипотеки в США, затем закачалась банковская система. В итоге октябрь 2008-го стал черным месяцем начала глобального экономического кризиса.
Премьер Юлия Тимошенко поначалу отрицала наличие глобальных экономических проблем, но затем признала: кризис ударит по нашей стране не меньше, а может, и больше, чем по другим. Главная причина - в отсутствии «финансового жирка» в Стабфонде и нежизнеспособности некоторых украинских банков, из-за которых под ударом оказалась вся система.
Вскоре рухнули несколько крупных банков, и государству пришлось взять на себя их финансовые обязательства. Всего за год экономика лишилась около 900 тысяч рабочих мест. За границу начали утекать капиталы. Их точный объем назвать сложно, но речь идет о десятках миллиардов долларов. Но хуже всего то, что украинская экономика «усохла» до уровня начала двухтысячных. Естественно, уменьшились и доходы населения.
Так что же значат для нас эти десять лет? Мы знали радость триумфа, знали и горечь поражения. Мы так и не вступили в Евросоюз, как обещал Виктор Ющенко, но выиграли право принимать еврочемпионат по футболу в 2012 году. Нестабильность в верхах научила нас недоверию политикам, а триумф Русланы на «Евровидении» в 2004 году - гордости за Родину. В целом можно признать первую десятилетку века удачной для Украины. И, открывая шампанское под новогоднее поздравление президента, можно с чистым сердцем сказать: «Ще не вмерла!»
Фото УНИАН, Максима ЛЮКОВА и из архива «КП»
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.