Вместо «воинов УПА» убивать российских оккупантов на экране будут мифические повстанцы с Востока Украины, рожденные воображением писателя-националиста
Вместо «воинов УПА» убивать российских оккупантов на экране будут мифические повстанцы с Востока Украины, рожденные воображением писателя-националиста
После того, как правительства «молодых демократий» вдоволь наигрались уничтожением одних памятников и возведением их антиподов, в попытках культурно покусать сильного соседа наметился новый этап. А именно – кинематографический. Выбор очередного средства идеологической борьбы весьма логичен. Какой-никакой визуальный ряд всегда облегчает задачу привлечения внимания целевой аудитории. Тем более, что книги, некогда основной источник получения эмоциональных и прочих переживаний, – заведомо проигрывают в настоящее время массовости кинотеатра.
Застрельщиком выступила Латвия. Что, опять-таки, неудивительно, ведь страны Балтии всегда старались держаться на гребне волны и выступали в качестве постоянного добровольца по практическому внедрению на своей территории всех теоретических разработок на тему «как нам насолить России». Ещё в 2008 году, при прямой поддержке латвийских государственных структур, вышел на свет фильм под названием «Советская история». Авторы фильма утверждали, что решили донести передовому человечеству страшную правду об ужасах СССР, раздавали насыщенные красками интервью об огромных научных коллективах, с риском для жизни выискивающих в коммунистических архивах потаённые сведения об индустриализации, ДнепроГЭСе и прочих преступлениях против человечества. Фильм, естественно, получил массу комплиментов и наград и был с восторгом воспринят «оранжевой» Украиной и Грузией, которые всё-таки отстают от Прибалтики в деле воплощения своих комплексов на большом экране.
Одним словом, кино – прозвучало. Несмотря на то, что знакомые с предметом люди, занимающиеся изучением рассматриваемых в фильме событий, единогласно пришли к заключению, что «Советская история» может рассматриваться как фильм ужасов, триллер или ненаучная фантастика с элементами антиутопии, но никак не является фильмом даже историческим, не говоря уже о его безупречной документальности. Чего стоит один момент, который рассматривает «История» – «сотрудничество СС и КГБ в конце 1930-х, когда КГБ называлось НКВД». Собственно, вся идея фильма педалирует не особенно большой перечень тезисов. Сталин – маньяк, СССР – тюрьма народов, молодые демократии – вынесли на своих плечах всё кровавое прошлое, и на основании этого списка от России требуется покаяние, подтверждённое компенсациями. Поскольку Латвия успела снять подобный политический боевик первой, остальным активным участникам евроатлантической интеграции пришлось озаботиться поисками свежих сюжетов – ведь латвийское правительство ради пущего эффекта сделало кино «про всё»: о Катыни и голоде центральной полосы СССР 1932-33 годов, GULAG’е, «Кей-Джи-Би» и прочих штампах, понятных, в первую очередь, западной публике.
Маленькая, но гордая Грузия решила вопрос с другой стороны. Тем более, что благоприятный сюжет о кровожадных русских, который мог гармонично дополнить изыскания латвийских творцов, не заставил себя долго ждать. Августовская война 2008 года идеально подходила, по мнению Тбилиси и его старшего заатлантического брата, для боевика-мелодрамы. Благодаря использованию государственного бюджета Грузии стало возможным привлечение голливудских звёзд первой величины. И уже в следующем году мы сможем увидеть фильм «Грузия» или «5 дней августа», в котором Энди Гарсиа будет изображать то, что, по мнению некоторых голливудских и не только товарищей пришлось пережить грузинскому президенту летом 2008 года.
Грузинское руководство выдало Голливуду полный карт-бланш, вплоть до предоставления собственной армии для демонстрации того, как красиво выглядели бы сражения, если бы русские не пришли. Как утверждает режиссёр Харлин, фильм будет «не антирусским, не антигрузинским, не антиамериканским, а антивоенным». В чём есть некоторые сомнения, раз уж по аннотации в центре повествования будут «попавшие под перекрёстный огонь мирные грузинские жители», а не осетины с абхазами. К сожалению, создатели фильма не обещают показать сцену поедания галстука в исполнении действительно хорошего актёра Гарсиа, которая, при должном уровне трагизма и натуральности в исполнении вполне могла бы принести ему Оскара.
Тем более, что сам Михаил Саакашвили очень рад участию голливудской звезды. В том, что Гарсиа справится, у президента сомнений нет: «Это темпераментный кубинец и он жестикулирует руками не меньше, чем я. Раньше ему приходилось играть криминальных элементов, а сейчас он играет роль президента Грузии. Думаю, он с этим справится». Ну что тут скажешь, Михаилу Николозовичу виднее, какое из предыдущих актерских амплуа Энди Гарсиа наиболее гармонично сочетается с его нынешним образом.
И вот, буквально на днях, парад киношедевров вознамерилась продолжить Украина. Военного кино на Украине, слава Богу, в обозримой перспективе не предвидится. Да и латвийские историки уже использовали большинство поводов для амбициозной грусти молодых национальных режиссёров. Привлечь на помощь Голливуд при текущем состоянии экономики и десятке разных оппозиций, которые с удовольствием используют любой повод возопить о разбазаривании государственных денег – тоже не выглядит разумным. Поэтому было принято решение ваять национальный шедевр руками неравнодушных патриотов. На Украине объявлен «сбор средств для съёмок национального блокбастера «Черный ворон» по роману Василия Шкляра». Литератор и его произведения уже пользовались нашим вниманием.
О том, что грядёт ответ наглецам, снимающим «Тараса Бульбу» в полном соответствии с первоисточником, в котором Тарас произносит страшные словосочетания вроде «русская порода» и «русская сила», сообщили в ходе пресс-конференции представители оргкомитета по подготовке и съёмкам фильма. В оргкомитет входит автор романа Василий Шкляр, председатель Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач, продюсеры фильма Михаил Слабошпицкий и Николай Кульчицкий, писатель Валерий Нечипоренко и народный депутат Украины Олесь Доний.
Подборка знаковая. Автор, испытавший в своё время опыт «психологического трансвестизма». Предводитель кинематографистов Трымбач, публикации которого «являются важным фактором современного кинопроцесса». Помимо критики мирового кино Трымбач развлекается статьями, вроде «Эротика и украинское бытие», где вдумчиво исследуются феномены «кодекса сексуального поведения» и упоминания о выражении оного в трудах историка Грушевского«. Так что следует с полным основанием ожидать яркой и доходчивой любовной линии в национальном блокбастере, если на него всё-таки соберут достаточную сумму.
Михаил Слабошпицкий, «известный писатель», профессиональный диссидент и исполнительный директор Международного благотворительного фонда «Лига украинских меценатов», уверен, что на фильм получится собрать всем миром 2,5 миллиона долларов. Несмотря на то, что подобная сумма никак не выглядит умопомрачительной на фоне грузинских масштабов, кинокритик Трымбач уверяет – речь идет о съёмке национального фильма коммерческого характера. «Нужно делать классный фильм, ориентированный не столько на фестивальный успех, сколько на массовую аудиторию. Я надеюсь, что работа над фильмом станет, действительно, народным проектом и заинтересует украинских кинематографистов», – сказал он. Поскольку ярких спецэффектов ожидать вряд ли можно, то к выгодным с коммерческой точки зрения сторонам будущего блокбастера следует отнести и предположительно великолепный сюжет и актёрскую игру украинских дарований. Помимо романтической истории, которую вполне могут вплести в повествование Трымбач и Шкляр.
Также в состав оргкомитета входит некий писатель Валерий Нечипоренко. «Известный», куда ж без этого. Где и чем именно он известен – выяснить не удалось, единственный литератор с таким именем проживает в городе Санкт-Петербурге. По мнению Нечипоренко, который входит в состав оргкомитета: «Мы планируем, возможно, впервые в Украине в полной мере применить западные, голливудские технологии привлечения средств. Мы будем применять тендерный принцип подбора кадров в съёмочную группу, начиная с режиссера. Мы будем на конкурсной основе отбирать инвесторов и рекламодателей». Особенно радует конкурсная основа отбора инвесторов для национального блокбастера, деньги на который планируется брать в неизвестных пока источниках. Это при том, что даже дата начала съёмок покрыта полнейшим мраком.
«Я думаю, что начало съёмок продиктует динамика сбора средств. Мне кажется, что на 7-10 миллионах (гривен) можно начинать снимать ленту», – допустил автор романа Шкляр. По его словам, идея создания кино возникла после презентации романа, появление которого «одобрительно восприняла читательская аудитория». Ареал обитания этой одобрительной аудитории можно угадать, не особенно утруждаясь. Ведь, по словам другого продюсера фильма, Николая Кульчицкого, идея съемки фильма о повстанческой борьбе украинцев против большевистской оккупации в 20-х годах прошлого столетия (?!) может объединить украинское общество. «Я уверен, что все среды – политические, общественные организации, все, кто хочет жить в свободе, с украинским достоинством, будут нам помогать», – сказал он.
Отличная идея для объединения украинского общества! Хотя чему удивляться? Народный депутат Кульчицкий, идейный вдохновитель фестиваля «Мазепа-фест» и пламенный биограф Мазепы же – вряд ли вздумал бы экранизировать военные будни партизана Сидора Ковпака (исторического деятеля, образ которого и в самом деле мог бы объединить общество).
Другой идеолог национального блокбастера, народный депутат Украины, Олесь Доний полностью согласен со знаменитым мазепологом. «Сейчас речь идёт не просто о создании фильма. Речь идет о культурном сопротивлении и культурной борьбе. И те, кто даже при нынешних условиях, когда при власти действительно российские националисты, и им не нравится украинский язык, украинская культура, украинская история, то должно пройти сейчас переосознание людей относительно поддержки всего украинского. И этот протест должен выливаться в Украине в очень яркие и очень качественные культурные продукты».
Вряд ли нужно это комментировать, ибо сложности начнутся с попыток осознать присутствие «российских националистов» во главе украинского государства. Но фильм, в случае его создания, обещает стать событием, не уступающим латвийскому и грядущему грузинскому размаху. Ведь нет никаких сомнений в том, что столь качественный творческий коллектив превзойдёт сам себя.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.