...высших учебных заведениях.
Почему на государственную службу принимают только людей с высшим образованием? Потому что это – гарантия, что человек может годами заниматься бессмысленной, нудной и малооплачиваемой работой. Эта шутка уже давно перестала быть шуткой. Качество высшего образования на Украине – за гранью добра и зла.
Украинская молодёжь, добро пожаловать в вузы – школу коррупции, вранья и бессмысленного рабского труда! За ваши же деньги. О коррупции вам может рассказать каждый студент. Даже те, кто не даёт взятки и не носит подарки, видят, как это происходит с другими. Враньё стимулирует написание так называемых рефератов и курсовых – переписанных километрами чужих работ с необязательной имитацией собственной мысли и выводов. Бессмысленный труд по учебной программе, составленной так, чтобы забыть её как можно быстрее, завершает перечень основ системы высшего образования.
Неуклонное стремление образовательной отрасли в Европу на деле выглядит как стремление подальше от России. Местечковая версия истории, глубокое изучение языка, на котором ничего интересного не печатают, – вся эта современность ведёт обратно в совок. Украинизация всего и вся, политизированный взгляд на историю и гуманитарные дисциплины, усатые ректоры в вышиванках заставляют вспомнить СССР 1920-х годов – время расцвета самостийной культуры на перепаханной большевизмом почве, принёсшее жуткие плоды 1930-х.
Лучший признак качества нашего образования – отношение к нему в мире. Этой весной уже Кувейт и Саудовская Аравия отказались принимать украинские медицинские дипломы. Арабы, посылавшие детей учиться, решили больше этого не делать. Относительно невысокая стоимость обучения является значимым фактором, но далеко не самым важным. Арабы поняли: у нас научились имитировать высшее образование, как китайцы умеют имитировать западный ширпотреб. Произведённые китайскими цеховиками сложные устройства часто выглядят не хуже их западных прототипов, но не работают. Украинские вузы могут быть похожи на европейские по названиям, кадровой структуре или красивым зданиям – и при этом не давать образования.
Я не хочу идеализировать западную систему. Школьное образование там, скорее всего, не превосходит лучших украинских образцов. Но колледжи и университеты с нашими даже сравнивать нельзя. Там готовят студентов к реальной рабочей жизни, а у нас – в лучшем случае к экзаменам.
Для многих семей становится всё более актуальным вопрос: за что платить? С каждым годом развития системы становится всё меньше ответов. Долгие годы считалось, что вуз даёт путёвку в жизнь. Диплом гарантировал его обладателю занятость – пусть и не в самых оплачиваемых и интересных сферах. Но в СССР квалифицированный рабочий без диплома часто зарабатывал лучше специалиста. Когда лет пять назад на взболтанном в 1990-е рынке труда осела муть, выяснилось, что разрыв между хорошими рабочими и выпускниками вузов стал ещё больше. Умеющий хорошо делать дело каменщик или сварщик получал в три-четыре раза больше бывшего одноклассника, ставшего офисным клерком. При этом работу в офисе ещё надо было найти, а за обладателями рабочих специальностей охотились рекрутёры. Выяснилось, что умение работать руками котируется и за рубежом. В Великобритании, к примеру, часовая ставка сантехника составляет от 25 до 40 фунтов – и это в то время, когда фунт стоил около $2. Дневной заработок может превышать зарплату за месяц образованного украинца.
Для украинцев с высшим образованием самым большим зарубежным рынком труда была и остаётся Россия. При этом потуги заменить русский язык украинским приведут к ограничению конкурентоспособности наших специалистов. Иностранные языки, как и при СССР, учат те, кому это интересно, а вот знание самого распространённого в наших краях языка межнационального общения становится всё хуже.
На костях далеко не идеальной советской образовательной системы вырос монстр, становящийся всё тупее и злее. Но у этого чудовища глиняные ноги. Его пищевая база снижается с каждым годом – постперестроечный спад рождаемости снизил в прошлом году на треть количество абитуриентов. В этом году их станет меньше ещё на 10%. Демография неумолима, и вузы смогли противопоставить ей разве что повышение платы за обучение. В этом году рост платы, по официальным данным, составит от 20 до 50%. Умиляет бормотание высокопоставленных образованцев об инфляции. При всех проблемах экономики о 50%-ной инфляции речь пока не идёт. Скорее, повышение коррелирует с ростом курса доллара. Это отражает истинные ценностные ориентиры наших уважаемых ректоров.
АЛЕКСАНДР СТРУГОВ