Но как только подобное понимание общественного телевидения озвучивается, любые дискуссии о нем сразу же прекращаются, ведь их продолжение будет означать, что на таком телевидении нужно отдать 50% эфира русскоязычным, 20% - этническим русским, а 60% - верующим канонической православной церкви. Естественно, что этого никто делать не собирается.
И у нас на телевидении давно сложился такой себе трайболизм - это когда представители одного племени или региона имеют большие привилегии по сравнению с остальными. Вещь, очень распространенная в Азии. недавно один из депутатов НУ-НС разоткровенничался и заявил, что приход «оранжевых» к власти в 2004 году во многом стал возможен из-за тележурналистов, многие из которых, благодаря квотам на украинский язык на ТВ, оказались жителями Западной Украины, которые даже теперь, несмотря на смену власти, продолжают помогать оппозиции.
Что и требовалось доказать. Не отрицаю, что среди уроженцев Западной Украины есть талантливые и объективные журналисты. Но общий тон на телеканалах задают не они. В результате мы имеем совершенно неинтересное и зацикленное на каких-то определенных темах и людях телевидение.
На всех ток-шоу, общественно-политических программах мы видим практически один и тот же набор людей, которых мы должны теоретически знать, но почему-то не знаем. Нам постоянно демонстрируют людей, к фамилиям которых приставлены титулы «писатель», «философ», «певец». При этом о книгах, философских трудах и песнях этих персонажей мы ничего не знаем.
Особенно активно подобные «деятели» зашевелились, услышав о том, что на рассмотрение в Раде вынесен законопроект 1015-3 «О языках Украины», на основании которого... нет, русский язык не делается государственным или же получает некий статус. Ничего подобного: просто кое-где будут убраны дискриминационные статьи, ограничивавшие употребление русского языка на территории Украины.
И вот этому вопросу был посвящен целый ряд передач и ток-шоу. Шустер-Киселев-Куликов и так далее. Там одни и те же люди озвучивали одну и ту же точку зрения. Квоты убирать нельзя, без них украинский язык умрет. Правда почему умрет, никто внятно не объяснил. И даже не задался вопросом: почему украинский язык, по словам его защитников, после двадцати лет абсолютной и безмерной поддержки государством оказался в столь плачевном состоянии? Не ужели русский язык виноват в том, что из десяти книг, проданных на Украине, только одна на украинском? Мы же живем в капиталистической стране, где действуют законы рынка. И то, что не пользуется спросом, покупаться не будет. Все, точка. Никогда не поверю, что интересную книгу не покупают, потому что она написана на украинском языке. Не-ве-рю.
Украинское ТВ постоянно раскручивало таких «писателей», как ныне уже почивший Ульяненко и пан Подеревянский. Да, признаюсь поддался на телеагитацию, купил по одной книжке этих «писателей». Открыл, прочитал пару страниц. Захотелось вымыть глаза, потому, что это читал. Через слово - мат, описание разнообразных непотребств, бытовой чернухи и прочее в том же духе. Это не литература, это «чтиво» причем исключительно «бульварное». В нормальном мире такие авторы пишут в порножурналах, за копейки. На телеэкранах не светятся, и уж тем более никто не клеит им ярлык «классика» или «совести нации». Та же история и с остальными бойцами пера и бумаги, которые недалеко ушли от вышеперечисленных писателей. Теперь вопрос на засыпку: буду ли я покупать их книги? Нет.
Понятно, что никто не признается; что он дрянной писатель, зря переводящий бумагу. Нет, конечно же. Это другие виноваты, русский язык в чем-то виноват, конкуренты - иностранные авторы виноваты. И вообще, все нужно запретить, что не мое. Тогда, наконец, меня, великого писателя (драматурга, поэта), настигнет популярность. Вот таких людей, с ущербной логикой, демонстрируют по ТВ как представителей культуры и искусства.
То же самое с певцами и журналистами. Ага, во Львове предпочитают читать русскоязычную прессу! Но никто не задается простым вопросом: почему? Может, благодаря языковому трайболизму? Пока русскоязычные журналисты живут в мире жесткой конкуренции и выживают талантливейшие, украиноязычные просто заполняют собой квоты.
Не понимают люди, что мы живем в век информационных технологий и глобализации. Никого языковое гетто не спасет. Нужно конкурировать, нужно подстраиваться под запросы времени и читателей. И никакое «квотирование» не поможет. Но эта точка зрения на ТВ так и не прозвучала, поскольку прав был депутат-аноним из НС-НУ.
А значит, если не примут Закон 1015-3, если он не возродит здоровую конкуренцию хотя бы в творческой среде, то качественного конкурентоспособного ТВ, как и литературы и эстрады, нам не дождаться. Все забуксует на людях, заполняющих собою языковые квоты и лелеющие внутриукраинский трайболизм.