Совершая покупку, человек не застрахован от приобретения некачественного товара или подделки. Но если скисшее молоко можно определить по запаху, то лекарственный препарат...
Совершая покупку, человек не застрахован от приобретения некачественного товара или подделки. Но если скисшее молоко можно определить по запаху, то лекарственный препарат...
...купленный в ближайшей аптеке, отличить от фальсификации на глаз нереально. Желание избавиться от простуды, нормализовать давление или снять боль может привести к серьезным последствиям. То, каких объемов за последние время достигли поставки на украинский рынок продукции «черных» фармацевтов, создает повод для беспокойства.
По данным главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, более трети медицинских препаратов, попадающих на прилавки аптек, являются фальсифицированными. Как правило, суррогаты в Украину попадают из Западной Европы.
«Есть точный процент фальсифицированных препаратов. Это: Канада – 8% ежегодно дает, Италия – 12%, Германия – не менее 10%», – приводит From-UA данные политик.
Контролировать наплыв в Украину небезопасных лекарств должен «Государственный фармакологический центр», однако он, как и Минздрав, явно не способен удерживать ситуацию под контролем.
«У нас есть Министерство здравоохранения, которое отвечает за здоровье и качество медицинских препаратов. У нас есть госпредприятие «Фармцентр», которое проводит первичную регистрацию медицинских препаратов, перерегистрацию, отвечает за доклинические, клинические и постклинические осложнения любого препарата», – поясняет Бахтеева.
От покупки подделки не застрахованы и народные избранники.
«Могу привести доказательство на примере одного из народных депутатов нашего комитета. Он купил препарат «Фурацемид», выпил одну таблетку, вторую – эффекта не последовало, чего быть не может, потому что подобные препараты действуют мгновенно в течение нескольких минут. Есть другой пример: был куплен антибиотик, проведен курс лечения – состояние не улучшилось», – пожимает плечами глава комитета по вопросам здравоохранения.
По данным члена парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владимира Арьева, жители Восточного региона тоже не гнушаются скармливанием нам лжепрепаратов. Китай, Россия и Индия уже не первый год вполне успешно занимаются контрабандой в Украину поддельных препаратов. Украинских же фальсификаторов в общей сложности не более 10% от общего числа.
«Потом они смешиваются оптовиками с обычными, нормальными препаратами и распространяются по аптекам. Поэтому точно сказать сколько, очень тяжело. В разных аптеках по-разному. Но я точно могу сказать, что в интернет-аптеках или в доставке лекарств по почте – там этот процент достаточно велик», – предостерег от ошибок в комментарии From-UA депутат.
Индию в списке стран-импортеров Бахтеева отмечает как особенно опасный источник «паленого» товара. Дело в том, что у нас продаются и принимаются препараты, которые больше нигде в мире днем с огнем не найти. Как правило, это лекарства индийского производства, т.к. Индия является наиболее мощным производителем медицинских препаратов.
«Есть заводы-гиганты, но есть и выпуск препаратов, которые практически производятся на мусорниках, на болотах, потому что это бизнес, – поясняет Бахтеева. – И, к сожалению, эти субстанции могут к нам приходить и расфасовываться, учитывая очень слабый контроль, который есть сейчас в Украине».
Как уже писалось выше, отличить качественный товар от подделки проблематично как для обывателя, так и для специализирующихся в данной отрасли структур. На сегодняшний день Комитет по вопросам здравоохранения способен лишь на поверхностную проверку продукции зарубежных производителей.
«На глаз определить фальсификат невозможно. Мы обращались с вопросом определения подлинности, но в основном идет внешний анализ, а определить фармакопею товара у нас возможности пока нет», – признается Бахтеева.
По словам Арьева, отовариваясь в аптеке, украинцы больше всего рискуют раскошелиться на дорогостоящий суррогат. Ухищряясь в изобретательности, «черные» фармацевты, как правило, делают ставку на дорогие, раскрученные лекарства.
«На глаз определить сложно, потому что те, кто подделывает лекарства, они стараются полностью подделывать защиту самого бренда, – поясняет нардеп. – И это не только дешевые препараты. Например, лекарства для сердца, от гриппа не очень дешевые. Подделываются в основном те лекарства, доля продаж которых высокая».
Если в случае с приведенными Бахтеевой примерами употребления поддельных препаратов жертвам повезло не навредить себе, то подобные случаи являются скорее исключением из правила. Так, нуждающийся в безотлагательной помощи человек, принявший индийское плацебо, рискует намного больше, чем после употребления простого аспирина.
«При употреблении фальсификата, в лучшем случае, этот препарат просто не будет действовать, что тоже опасно для здоровья, потому что, например, в случае сердечно-сосудистых заболеваний, если препарат не сработает, то это может плохо закончиться для человека. Некоторые препараты делают так, что они очень опасны для здоровья», – подчеркивает Арьев.
В развитых странах существуют лаборатории, в которых можно определить состав любого медпрепарата. По данным Бахтеевой, добросовестно проверяют на вшивость фармацевтов в Германии и Польше, а лучшей лабораторией для подобного анализа может похвастаться Швеция. В Украине, увы, специально оборудованных помещений пока нет.
«Но уже выделено 65 млн. гривен на закупку такого оборудования», – делится информацией глава Комитета по вопросам здравоохранения.
Слабый контроль за поставками субстанций сомнительного качества, который мы имеем на сегодняшний день, не только развязывает руки изготовителям подделок, но и обеспечивает им свободу на рынке медицинских товаров.
«Италия в конце 2009 года выявила фальсифицированных препаратов более 300 наименований, – приводит пример Бахтеева. – Разве у нас такого нет? Конечно, есть, просто руки не доходят, но вопрос очень серьезный».
Спасти покупателя лекарств, не желающего слечь после приема поддельного препарата, может везение и добросовестность работников аптеки. Но если одним посчастливится с фармацевтом, и тот предостережет их от покупки сомнительного товара, то другие рискуют нарваться на сотрудничающих с поставщиками фальсификата аптекарей.
«У нас есть 5 самых сильных заводов-производителей. Если препарат создан на их базе, то я уверена, что они этим заниматься не будут. Но у нас около 117 предприятий, которые выпускают медикаменты», – констатирует Бахтеева.
Как сообщил From-UA экс-министр здравоохранения Николай Полищук, проблемы с проникновением на рынок некачественных медицинских товаров были всегда, причем не только в Украине. Несмотря на это, решение проблемы с дальнейшим контролированием ситуации должно стать одной из первоочередных для Минстерства здравоохранения. Тем более если учесть, что с каждым годом проблема набирает все большие обороты.
«Минздрав должен контролировать, – настаивает Полищук. – Эта проблема всегда существовала, но сейчас она стоит особенно остро».
Константин Харченко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.