Почему действующие атлеты готовы уехать из страны.
Почему действующие атлеты готовы уехать из страны.
Олимпийский чемпион Рио-2016 Олег Верняев заявил, что может возобновить карьеру после дисквалификации уже в статусе атлета, представляющего другую страну. Его примеру также могут последовать ряд элитных спортсменов из других видов спорта. "Вести" разбирались, почему действующие атлеты готовы уехать из страны и что делает (не делает) государство, чтобы их удержать?
Олег Верняев, один из двух украинских олимпийских чемпионов Рио-2016, опубликовал гневный пост, в котором фактически пригрозил уйти из национальной команды. Сейчас Верняев отбывает дисквалификацию по делу об употреблении мельдония, из-за чего не смог принять участия в ОИ-2020. Но в прошлом месяце он подал апелляцию в CAS (Спортивный арбитражный суд в Лозанне, Швейцария), продолжает постоянно тренироваться, поддерживает себя в рабочей форме и готов в любой момент возобновить выступления на международных соревнованиях. Причиной возможной смены гражданства спортсмен называет неподходящие условия для подготовки к соревнованиям в Украине.
"Готов ли я представлять Украину на Олимпиаде-2024, если сократят срок дисквалификации? Ну как: у нас параллельно идет конфликт в сборной. И если меня вернут в спорт, то, скажем так, "сюсюканья" не будет — будет ультиматум: или я готовлюсь и получаю карт-бланш, мне дают все условия, которые нужны, и убирают всех тех людей, которые мне мешают. Или отпускайте меня, и я иду туда, где мне будет удобно работать. Куда? Я об этом еще не думал. Не искал себе никаких предложений, поскольку я еще не вернулся в спорт. Просто говорю: или я нужен и делайте мне полные условия, или не нужен и отпускайте", — заявил Верняев.
Конечно, спустя несколько часов спортсмен одумался: "Мои слова перевернули с ног на голову для громких заголовков", — отметил Верняев. Но... Проблемы украинского спорта никуда не уходят, а такие откровения дорогого стоят.
Конфликт, о котором упомянул самый титулованный гимнаст в нынешней сборной Украины, касается зала и условий для тренировок, которые, мягко говоря, не потрясают воображение. Дело в том, что на всю страну у нас лишь один зал, снаряды в котором полностью соответствуют всем нормам и стандартам Международной федерации гимнастики. Более того, эти снаряды привезли только в 2016 году, после Игр в Рио, благодаря усилиям Национального олимпийского комитета Украины и личному результату Верняева, который, став чемпионом, резко поднял авторитет украинской гимнастики в мире. На каждой Олимпиаде существует традиция, согласно которой снаряды, используемые на Играх, по окончании соревнований отправляются в дар странам, которые не имеют мощной материально-технической базы и не развиты в плане технического оснащения гимнастических залов. Именно по этим критериям Украина идеально вписывалась в программу Международной федерации гимнастики (FIG) и сумела добиться того, чтобы олимпийские снаряды Рио были переправлены в нашу страну. Их установили в зале на олимпийской базе в Конча-Заспе, ведущей тренировочной базе по многим видам спорта в нашей стране, и именно на них сейчас занимаются спортсмены национальной команды и молодежные сборные сразу нескольких возрастов. Именно это и не понравилось некоторым представителям нашей взрослой команды. "Проблема в людях, которые у нас находятся в зале. Которые, скажем так, сами себе создавали проблемы, а теперь кричат, что кто-то их оскорблял, мешал, что им мешает молодежная сборная и маленькие дети. Но это смешно, когда 30-летние дядьки говорят, что девушка-тренер или 17-летние юниоры мешают им тренироваться и готовиться к Олимпийским играм", — описал ситуацию Верняев. Но, к сожалению, украинское государство не делает ничего, чтобы в стране появилось еще хотя бы два-три зала, снаряды и гимнастический ковер в которых полностью соответствовали бы международным стандартам. И на них можно было бы тренироваться и готовиться к международным стартам.
Сам Верняев, как видно из его комментария, совсем не против работы вместе с молодежью. Наоборот, только за то, чтобы юные спортсмены тренировались в хороших условиях как можно больше и выступали как можно чаще:
"Я хочу заниматься гимнастикой и выступать. Хочу делать это дома. И рассчитываю, что остальные займут "правильную" сторону. Мне наша молодежь не мешает, я ее только поддерживаю. Если она кому-то мешает, то они либо боятся конкуренции, либо я не знаю. Я профессиональный гимнаст, у меня уже возраст подходит. Остается только один олимпийский цикл, когда я понимаю, что могу выиграть медали. Зачем мне уходить, если я могу здесь выступать? Если я здесь не нужен, то пойду туда, где буду нужен".
Вот только готовы ли остальные спортсмены, представляющие национальную команду, поддержать лидера? Судя по тому, что конфликт уже перешел в публичную плоскость, — не совсем.
Случай Верняева далеко не частный и не единственный в нашем спорте. Велосипедистка Яна Беломоина, которая специализируется в дисциплине маунтинбайк (горный велосипед), уже много лет фактически живет за границей.
"В Украине я провожу очень мало времени. Обычно в сезон возвращаюсь домой два-три раза в год. Тренируюсь за рубежом, где есть все условия, подготовлены трассы и горы. Кроме того, гонки по Европе во время сезона проходят почти каждые выходные, поэтому легко и удобно перемещаться", — говорит "Вестям" чемпионка Европы и участница Игр в Токио.
А единственный в Украине скелетонист, участник Кубка мира Владислав Гераскевич сказал "Вестям":
"Тренируюсь я в Латвии, где в основном у нас проходит основная предсезонная подготовка, потому что это самый комфортный трек в плане инфраструктуры. Все довольно близко. Иногда мы ездим в другие места — вблизи проведения будущих соревнований. Мы отталкиваемся от локации и ищем поблизости трассу, чтобы подготовиться. Что касается санно-бобслейной трассы в Украине, то ее нет смысла строить, так как эти объекты будут постоянно простаивать. В Украине единицы занимаются бобслеем, санным спортом или скелетоном. Легче взять тех нескольких спортсменов и детей, которые есть в Украине в этих трех видах, и организовать им сбор за границей. Кроме того, за трассой должен смотреть специалист, который понимает в этом деле, следить за всеми системами, чтобы трасса не сломалась, а это дорогостоящее мероприятие, в буквальном смысле миллионы. Совсем недавно у нас перенесли первый этап из-за того, что на трассе в Солт-Лейк-Сити сломалась охладительная установка, какая-то помпа, и трасса вышла из строя. И это на олимпийской трассе в Америке, которая функционирует уже много лет".
Наконец, очень показательна история Анны Соловей. Чемпионка Евроигр в Минске-2019 вступила в перепалку в соцсети с тогдашним президентом Федерации велоспорта Украины Александром Башенко, который сначала поздравил не спортсменку, а руководителя Киевской городской федерации велоспорта, а в ответ на реплику Анны, что она не знает этого человека, никогда не видела и он уж точно ей ничем не помогал, призвал "не вонять" и напомнил, что Анна "ездит на моем велосипеде, в моей форме, на голове у тебя мой шлем". На это Анна, уже не сдерживаясь в эмоциях, ответила Башенко: "Это не ваша форма, не ваш шлем, из вашего тут только велосипед, который не выдержал и года. Я и так делаю свою работу и вам не позволю ноги об себя вытирать". Спортсменка тут же организовала через соцсети группу сторонников из числа спортсменов, специалистов и просто болельщиков и добилась-таки отставки Башенко.
Пока спортсмены держатся на голом энтузиазме и любви к родине — патриотизме. Но ведь в любом деле всегда наступает предел терпению, какой бы большой эта любовь ни была...
Как уже было сказано, 27-летний Верняев, олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпиады в Рио-де-Жанейро, пропустил Игры в Токио из-за дисквалификации. И Олимпиада в Париже-2024 — его последний шанс. Вот только состоится ли она? Дисквалификация Олега должна продлиться до ноября 2024 года, то есть теоретически заканчивается уже после Игр. "В любом случае я понимаю, что отменить [решение о дисквалификации] вряд ли получится. Но если хотя бы на год сократили наказание — было бы классно. Я бы уже в ноябре 2023 года вернулся в строй", — отмечает спортсмен, которому во время Игр, летом 2024 года, будет ровно 30 лет. Закат карьеры и идеальный момент — завершить ее главным стартом.
Сбудется ли эта мечта атлета? Борьба за права спортсменов — еще одна острая проблема украинского спорта. Когда американцы, британцы, французы, россияне и другие представители ведущих спортивных мировых держав борются за своих атлетов, украинские чиновники занимают откровенно страусиную позицию, зарывая голову в песок и не делая практически ничего для того, чтобы исправить ситуацию, в которую попал спортсмен. Главное — признать факт применения допинга и еще вдобавок дополнительно наказать спортсмена на национальном уровне. О том, чтобы помочь атлетам добиться справедливого решения, даже если они уверены, что не принимали допинг, или просто смягчить наказание виноватым, речи не идет.
Примеров тому масса. Так, в сентябре 2013 года в допинг-пробе у Елизаветы Брызгиной был выявлен запрещенный препарат — дростанолон, вследствие чего чемпионка Европы и бронзовый призер Лондона-2012 была дисквалифицирована на два года. Спортсменка согласилась с наказанием, заявив, что сознательно не принимала ни одного препарата. В итоге легкоатлетка продолжила выступать после 2015 года, но особых успехов добиться уже не сумела.
Вернут ли украинской гимнастике главную олимпийскую надежду перед Играми в Париже? Специалисты и даже болельщики, которые хоть иногда следят за выступлениями отечественных спортсменов, прекрасно понимают, что Верняев — единственный реальный шанс сборной Украины на медаль. Больше спортсменов мирового уровня у нас просто нет. Результаты Игр в Токио-2020 — наглядный тому пример. И было бы замечательно, если бы отечественные чиновники от спорта сломали "страусиную" традицию именно в этом случае.
"Вести" уже писали в разгар Олимпиады в Токио о том, сколько Украина потеряла в разные годы спортивных талантов. И сколько из них, выступая за другие страны, приносили и продолжают приносить олимпийские медали в копилки чужих команд — медальный зачет, как в летних, так и в зимних Играх. Похоже, на примере Верняева в ближайшее время мы можем потерять еще больше. Ведь ситуация не только не улучшается, она едва ли не ухудшается.
Олимпийская чемпионка Москвы-1980 по спортивной гимнастике, а ныне тренер и организатор ежегодного киевского турнира своего имени Стелла Захарова отмечает:
"К сожалению, в нашей стране практически ничего не делается для удержания спортсменов. У нас не строят баз, все так называемые программы, которые анонсировал Зеленский по строительству стадионов и крытых дворцов, — профанация. У спортсменов нет элементарных условий — ни материальных, ни технических. Наша элита — люди, приносящие славу и медали стране, — тренируется на допотопных снарядах, использует морально устаревший инвентарь. А те, кому не посчастливилось стать олимпийским чемпионом-призером, даже чемпионы мира и Европы, вообще сталкиваются с элементарными финансовыми проблемами в бытовом плане. Людям иногда не на что купить еду, потому что наше государство плевать хотело на их проблемы. Премирует только тех, кто сумел завоевать олимпийскую медаль".
Голый результат Токио-2020 показывает, что проблемы отечественного спорта с каждым годом становятся только острее. А значит, их нужно решать, причем решать системно. Вкладывать деньги, а не зарывать их в непонятную стройку. Искать таланты, взращивать и лелеять их, заботиться о каждом индивидуально, дабы он и в мыслях не мог оглядываться по сторонам. Ведь спортивный талант — явление штучное, требует большой огранки, внимания и заботы. Конечно, если мы хотим достичь результата в Париже-2024. Чтобы об Украине вновь заговорили как о спортивной державе.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.