Украинцы были в гостях, но победили. "Шахтер" выиграл у "Реала" со счетом 3:2 в Лиге чемпионов.
А также рассуждения о проблемах украинского футбола.
Украинцы были в гостях, но победили. "Шахтер" выиграл у "Реала" со счетом 3:2 в Лиге чемпионов.
А также рассуждения о проблемах украинского футбола.
Украинский ФК "Шахтер" в среду, 21 октября, со счетом 3:2 обыграл мадридский "Реал" на выезде в матче первого тура группового этапа Лиги чемпионов. Голы забили: Тете, (29 минута матча), Варан, (33), Модрич (54), Винисиус, (59), и Соломон (42).
Донецкая команда вышла вперед, когда Корниенко пошел на двух защитников, в падении отдал на Тете, а тот отправил мяч в дальний угол. А на 33-й минуте "Шахтер" удвоил перевес, причем Куртуа парировал удар Тете, но Варан в борьбе с Дентиньо случайно срезал мяч в собственные ворота. И еще не закончился первый тайм, как Шахтер довел счет до позорного 3:0 - Тете отдал пас на Соломона, тот подыграл себе под удар и пробил в угол чужих ворот.
Во втором тайме Модрич эффектным выстрелом поразил верхний угол "Шахтера", а потом Марлос сыграл возле своей штрафной, Винисиус перехватил мяч и пробил мимо Трубина.
Ранее, кстати, столичный клуб в рамках Лиги чемпиона ожидаемо продул "Ювентусу".
Впрочем, а что мешает нам ворваться в элиту мирового футбола и играть с грандами на равных?
Взращивание футбольных звезд начинается с пяти-шестилетнего возраста, когда ребенок только попадает в спортшколу и начинает постигать азы игры. В советское время по всей Украине, как и в любой другой республике, существовала разветвленная сеть ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Это были так называемые начальные учебные заведения будущих спортсменов. Впрочем, подавляющее большинство воспитанников таких школ просто получали физическую закалку на всю жизнь.
Одаренные же воспитанники, которые проявляли таланты и способность к потенциальным победам на международной арене, переходили в СДЮШОР (спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва) — следующую ступень в спортивном образовании. По сути, это были спецшколы с регулярными тренировками и изучением обычных предметов школьной программы.
Плюсы этой системы заключались в дешевизне и общедоступности. Вместе с тем был и огромный минус. Школы были разрозненными, тренеры и ученики даже из соседних городов и сел практически не общались друг с другом, и попасть на карандаш селекционера, который "вел" будущих футбольных звезд, было практически невозможно.
С развалом Союза и крахом экономики в лихие 90-е футбол, как и спорт вообще, оказался в забвении. И долгие годы национальные сборные, образовавшиеся на осколках империи, жили за счет притока футболистов 1970–1980-х годов рождения, которые начинали свой футбольный путь еще в те времена. И только в начале 2000-х ситуация потихоньку начала меняться в лучшую сторону.
Сейчас, например, только в Киеве проводятся чемпионаты города по футболу в командах разных возрастов. По инициативе Федерации футбола Киева, с каждым годом увеличивается количество участников городских соревнований, и на сегодняшний день более 500 команд официально борются за чемпионство в 11 возрастных категориях — из них девять детских категорий и юношеские U-18 и U-21.
Впрочем, такие возможности есть далеко не у всех. Если в Киеве и других крупных городах турниры проводятся массово, имеют четкое структурирование и организацию, то в регионах такое себе не могут позволить из-за элементарной нехватки финансирования из бюджета и отсутствия спонсоров. Детские секции футбола есть далеко не во всех населенных пунктах, а там, где они имеются, зачастую это становится инициативой местных активистов — любителей футбола, которые разрознены и далеко не всегда могут скоординироваться и провести турнир хотя бы на уровне района, из команд близлежащих сел. И опять же получается, что выбиться на серьезный уровень начинающему футболисту из села или маленького города практически невозможно.
Чтобы понять, что конкретно у нас "не так", прежде всего, стоит разобраться, чем отличается система подготовки футболистов в сильнейших (с игровой точки зрения) странах Западной Европы. И для начала вспомнить знаменитую фразу игрока сборной Англии Гари Линекера: "Футбол — простая игра. 22 человека гоняют мяч 90 минут, а в конце Германия выигрывает", которая у нас известна в вольном переводе: "В футбол играют 22 человека, а побеждают немцы".
В стране, чья сборная является четырехкратным чемпионом мира (последний титул Бундестим завоевала в 2014 году), глобальная реформа началась в сезоне-2002/2003. Этому предшествовал ряд неудач национальной сборной на крупных международных турнирах, что для президента Немецкого футбольного союза (DFB) Эгидиуса Брауна стало своеобразным приговором.
В итоге новый президент DFB Герхард Майер-Форфельдер сделал реформирование системы подготовки молодежи краеугольным камнем своей программы. Основные пункты реформы состояли в том, чтобы:
Результат не заставил себя долго ждать. Немцы завоевали бронзу на Евро в 2012 и 2016 годах, а на ЧМ-2014 и Кубке конфедераций — 2017 одержали блестящие и абсолютно заслуженные победы. Неудача на ЧМ-2018 стала, скорее, личным провалом тренера Йоахима Лева, нежели команды, которая ехала на турнир в Россию в качестве одного из фаворитов. И уж точно не системы, выстроенной в последние годы в немецком футболе.
Есть своя гордость и у французов, чья команда поглумилась над сборной Украины больше недели назад, в прошлую среду — 7:1. Национальный футбольный центр Клерфонтен является лучшей академией Франции, а по мнению французов, и всего мира в целом. К услугам воспитанников здесь суперсовременная лаборатория, 17 полей с натуральным покрытием, лучшие французские тренеры. Клерфонтен разработал уникальную систему, которая позволяет ученикам достигать самых больших высот. Центр воспитал таких уникальных игроков, как Тьерри Анри, Николя Анелька, Килиан Мбаппе — чемпионов мира и Европы.
Подобные базы есть у любой приличной команды, не говоря уже о топах европейского клубного футбола — мадридском "Реале" или "Барселоне", туринском "Ювентусе" или мюнхенской "Баварии". Но в случае с французской базой есть существенное отличие. Это не академия, заточенная строго на успехи конкретного клуба. Клерфонтен ставит сверхзадачу: распознать в 13-летних пацанах будущих лидеров сборной, запереть их на три года в замке посреди леса и обучить профессии суперзвезды. Здесь есть, конечно, свои особенности. Еще недавно в академии были слишком жесткие требования, а директор признался, что 10 лет назад Мбаппе не прошел бы отбор. Но Клерфонтен вдохновил другие страны — похожие академии появились в Англии, Бельгии и Турции.
У Украины в свое время тоже был определенный повод для гордости. Грандиозные успехи киевского "Динамо" 1970–1980-х годов и состоящей в основном из игроков "Динамо" сборной СССР на Евро-1988 не были бы возможны без глубокого анализа и подхода к играм в команде Валерия Лобановского. Гениальный тренер сполна использовал прогресс в науке и технике тех времен, в частности, создав научно-исследовательский центр под руководством Анатолия Зеленцова. Впрочем, это была работа не с детьми, а уже со взрослыми футболистами, состоявшимися личностями.
Тем не менее "отец научного футбола" еще в прошлом веке, задолго до появления систем в Европе, доказал, что успехи в футболе — это далеко не только игровой талант и мышление. Но и точный расчет.
Ветеран киевского "Динамо" Анатолий Демьяненко, впоследствии ставший тренером столичного клуба, уже несколько лет проводит детский турнир и не понаслышке знает о проблемах развития "игры номер один" в Украине.
— В чем глобальное отличие нашей системы подготовки футболистов и западной?
— Прежде всего в количестве турниров. То финансирование, которое выделяется детскому футболу на Западе, позволяет местным функционерам организовывать большое количество соревнований и вовлекать детей в турнирную борьбу уже в раннем возрасте, в 9–10 лет. Ведь если на начальных этапах подготовки — первых шагах (в 5–6 лет) — участвовать в турнирах еще рано, то с 9 лет уже вполне можно и нужно играть со сверстниками. Насколько не был бы важным тренировочный процесс, футбол, прежде всего, игра. И только в соперничестве с игроками других команд растет мастерство самого футболиста. Возможно, нам этого где-то не хватает.
— А на тех турнирах, которые у нас все-таки проводятся, уделяется ли должное внимание таким соревнованиям со стороны тренеров и специалистов?
— Да, сейчас уже да. Раньше, может быть, у нас не было столь большого внимания. Но сейчас я периодически хожу по турнирам и встречаю там людей, работающих на самом высоком уровне в нашем футболе. Я бы не сказал, что современное поколение обделено вниманием.
— Вы говорите о сильнейших командах, а может ли яркий игрок команды с посредственными результатами попасть на карандаш к высококлассному специалисту и, соответственно, в команду с именем?
— Конечно. Сейчас очень многие президенты клубов заточены на поиск талантов — молодых и перспективных украинских футболистов. Хорошо, если он находится прямо здесь, под боком. Но ведь есть таланты и в других городах, в том числе там, где футбол, по разным причинам, не особо развит — нет команды высокого уровня и т. д. Игроки из таких городов не выпадают из поля зрения, им тоже уделяется определенное внимание.
— Вы лично проводите детский турнир за Кубок на призы футболиста Анатолия Демьяненко. Его часто посещают тренеры из академии "Динамо", "Шахтера" или других ведущих украинских клубов?
— У меня в основном участвуют в турнирах игроки юных возрастных категорий — от 9 до 11 лет. Мы даже призы вручаем детям абсолютно одинаковые, независимо от результата. Это же дети, они могут броситься в слезы, здесь на первый план выходит психология.
Что касается специалистов, то они появляются и на турнирах детей столь раннего возраста. Ведь чем раньше ты заприметишь талантливого игрока, тем больше шанс, что он, оказавшись прямо сейчас в академии "Шахтера" или "Динамо", сможет вырасти в действительно талантливого футболиста.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.