Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Вокруг спорта

Зинаида Турчина: О нас говорили, будто мы как собаки, которых с цепи спустили

Источник: "Фраза"

Лучшая гандболистка ХХ столетия Зинаида Турчина в эксклюзивном интервью «Фразе» рассказала о начале своей карьеры, самом памятном и приятном эпизоде жизни, и открыла секрет сверхуспешной игры гандбольного клуба «Спартак» (Киев), который за свои победы был внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Зинаида Михайловна, расскажите о том, как вы начинали заниматься гандболом?

Мне было тогда тринадцать лет. Мы все учились в средней школе, и в один из дней к нам пришел молодой тренер Игорь Турчин. Он набрал группу девочек, и в эту группу попала я со своими подругами. Тогда ДЮСШ были бесплатными, в отличие от теперешних времен. Тогда мы могли посещать разнообразные секции, выступали за сборную школы в разнообразных соревнованиях: легкая атлетика, играли в настольный теннис, волейбол, баскетбол. Я была высокой и стройной девочкой, но, наверное, с детства у меня был заложен характер бойца, что так необходимо именно в гандболе.

А почему так, ведь тогда гандбол был менее популярным, нежели баскетбол или атлетика?

Вы знаете, очень многое зависит от тренера. Мы тогда вообще не знали, что это такое гандбол и как в него играть. Но, Игорь Турчин нам пообещал, что у нас будут подвижные игры в процессе тренировок: лапта, пионербол и другие.

Помните вашу первую гандбольную игру?

Конечно, правда, тогда мы вообще ничего не понимали в этом виде спорта. Та игра проводилась в рамках чемпионата города по гандболу, а мы играли за сборную Сталинского района Киева. Матч игрался на открытой площадке в средней школе, и закончился со счетом 1:0 в нашу пользу. Вот такая у нас была первая игра, и первая победа, мы стали чемпионами города, и потом все пошло-поехало.

А помните тот день, когда к вам пришел Игорь Турчин?

Он пришел на урок физкультуры. Они с нашим преподавателем были друзьями и почти одногодками. Игорь Турчин закончил в Каменец-Подольске институт с красным дипломом. По специализации он был баскетболист. Гандбол для него был чем-то новым.

А почему Игорь Турчин выбрал гандбол?

Игорь не был киевлянином, и когда переехал в столицу, то пришел устраиваться в детскую спортивную школу на специализацию – баскетбол. А ему говорят – хотите работать – вот есть группа девочек по гандболу, и группа мальчиков по настольному теннису. Он согласился вести сразу две группы, для того, чтобы зарабатывать хоть какие-никакие деньги. И вот так все началось: и мы начинали заниматься гандболом, и он вместе с нами. Конечно, у него был талант от Бога.

Как все начиналось?

Игорь Турчин ходил по разным школам и высматривал девочек для своей группы, собирал брильянтики. Из нашей школы в его группу попали только два человека – я и Галя Захарова. Тренировки проходили в обычных школьных спортзалах. Зал был 18 на 9 метров, тогда как стандартная площадка 40 на 20. Турчин умудрялся выходить из таких сложных условий тренировок с честью.

Помимо гандбола и баскетбола мы занимались и танцами, и акробатикой, легкой атлетикой. Все упражнения у нас были с мячами.

А как Турчин воспитывал характер девочек?

Он сумел с 13-ти лет привить нам любовь к этому виду спорта. Мы ведь почти все время проводили с ними. С начала у нас были одноразовые тренировки, потом три раза в неделю, потом 4, 5, 6. А потом и 12 тренировок. Поэтому все время мы проводили с тренером. Родители были на работе, а мы были представлены не улице, а Турчину. Мы и уроки решали вместе с ним, и писали сочинения, решали математические задачи. Игорь Турчин был очень умным, начитанным и интересным. И, кстати, очень красивым. Все девочки в него были влюблены.

Зинаида Михайловна, у вас никогда не возникало желания бросить заниматься гандболом?

Конечно, было. Понимаете, на первую тренировку пришли все, на вторую и на третью также. Всем было интересно. А потом все начинало постепенно надоедать. Мы могли и не пойти на тренировку, и вообще начали их пропускать. Турчин пошел к нашим родителям, начал объяснять, что девочки очень способные, и они должны заниматься гандболом. Просил родителей повлиять на нас. Родители, конечно, пошли на встречу Турчину. Тем более, они были заинтересованы в том, чтобы мы были при деле, а не шатались по улицам.

Также, Турчин очень хорошо поговорил и с нами. Мол, вы будете и чемпионками СССР, и Европы, и мира, а также Олимпийскими чемпионками. А мы на него смотрели, как на инопланетянина, и не могли даже поверить в то, что такое вообще может быть. Мы не загорелись сначала. А потом уже, постепенно, мы начинали верить в себя.

Как вы реагировали на неудачи?

Поражений у нас было мало. Но, когда все же они случались – то были слезы, огорчения. Игорь Турчин нас постоянно успокаивал.

А он кричал на вас?

А как же. Правда, сначала нет. А вот когда возросла цена победы или поражения – он мог и «партийное» слово сказать. В тоже время мы понимали, что даже если он и кричит – он подсказывает, что нам нужно делать. Он не просто кричал, как многие тренера – он многое нам в тоже время и объяснял.

Как реагировали одноклассницы на ваше увлечение гандболом?

Понимаете, Турчин тренировал только девочек. Но, ради того, чтобы я ходила на тренировки, он разрешил привести на тренировки и мальчиков. Представьте себе, что в секцию гандбола пришел весь мой класс. Но, из всего класса осталась только я одна.

А когда уже сформировалась команда «Спартак»?

После окончания школы. Мы заканчивали 11 классов, и вот после 11 класса нам уже разрешили участвовать во взрослом чемпионате СССР среди женщин. Когда мы попали в эту обойму, поначалу было очень сложно, поскольку нам, девчонкам, приходилось соревноваться с взрослыми женщинами. Но мы тогда уже были правильно технически подкованы, ведь за четыре года тренировок Игорь Турчин научил нас разным новшествам. Например, имитации – это когда показываешь мячом одно направление, а отдаешь передачу в другом. Представьте, когда нас привлекли в сборную Советского Союза, тренера главной команды страны даже и не знали, как этот прием называется. И они говорили другим сборницам: «Делайте так, как и киевлянки».

А было ли такое, когда сборная была составлена исключительно из игроков «Спартака»?

Конечно. В 1973 году Турчина назначили главным тренером сборной СССР, и первые Олимпийские игры у нас были в 1976 году в Монреале. Так вот, в Канаде из 12 сборниц – 9 представляли киевский «Спартак». Вот это соотношение оставалось на протяжении многих лет, от Чемпионата к Чемпионату.

Вернемся к «Спартаку». Когда команда начала добиваться успехов?

С 1969 года, когда мы впервые стали Чемпионками Советского Союза, и до 1989 года, мы 20 лет подряд становились чемпионками СССР. Помимо этого, мы 13 раз за этот период завоевывали Кубок Европейских чемпионов. За все эти достижения имя команды «Спартак» было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

Правда ли, что первый ваш серьезный успех стал для вас и самым памятным, имею в виду, победу на Олимпийских играх в Монреале в 1976 году?

Конечно. Это, к примеру, также запоминается, как и рождение дочери, как рождение внучки (моей маленькой внучке сейчас полгодика).

А, вообще, можете вспомнить, как для вас проходил тот турнир?

Турнир проходил в Канаде, поэтому чтобы адаптироваться к разнице во времени мы поехали туда за неделю до старта. Нас тогда вообще практически никто не знал, и никто не ставил на нас как на потенциальных победителей турнира. Конечно, многие слышали о «Спартаке» и его успехах, но мало кто думал, что сборная СССР сможет составить конкуренцию немкам, румынкам и венгеркам.

В первой же игре получила травму наш центральный защитник. А заменить ее фактически было не кем. Но Игорь Турчин так нас настроил, что о нас говорили, будто мы как собаки, которых с цепи спустили. С таким настроем мы побеждали от игры к игре, и сумели пробиться в финал.

Финальная игра у нас была с немками. Я запомнила, что игра тогда закончилась со счетом 9:7. Представьте себе, сейчас в первых таймах больше мячей забрасывают.

Поединок был очень напряженным и жестким. Нам удалось очень хорошо отыграть в защите. Успешно на воротах стояла наш вратарь Наташка Тимошкина. Она как пантера прыгала, вылавливала все мячи. Было любо-дорого смотреть.

Для меня, наверное, самым напряженным в той игре стало пробитие семиметрового штрафного удара. Турчин мне доверил его исполнение. Знаете, тогда мандраж просто захлестывал. У меня бросок получился не очень сильным: я тогда была худенькая, поэтому у меня не было мощи для выполнения сильного броска. Но мяч все-таки влетел в ворота немок. После этого у меня внутри на секунду появилось какое-то опустошение, камень свалился. Подумала, Слава Богу.

Что-то особенное может вспомнить о монреальской Олимпиаде?

На финальный поединок с немками пришли представители украинской диаспоры. Вот тогда в 1976 году я впервые увидела украинский желто-синий флаг и трезубец. Они подходили к нам, говорили: «Дайте ми хоть вас помацаємо». Спрашивали, почему мы не говоримо на украинском языке. «Мабуть вас москалі заполонили», - говорили они.

После нашей победы диаспорчане пригласили нас в гости, мы покушали настоящий украинский борщ, а мы их угостили салом с Украины. Было очень душевно, и нам очень понравилось.

Вы постоянно выигрывали разные соревнования. Главной мотивацией для вас были деньги, или же что-то другое?

Зарплаты были мизерными. Мы все тогда еще и работали на авторемонтном заводе. Получали там по 45 рублей. Потом, уже когда попали в сборную СССР нам дали оклад по 120 рублей. Это были большие деньги.

Но, не это было нашей главной мотивацией. Понимаете, все дело опять-таки в Игоре Турчине. Он создал из команды большую семью. Мы вместе посещали театры, выставки, он никогда не жалел денег на команду и досуг.

Он умел сплотить и настроить коллектив, найти нужные слова. Например, когда девочки выходили замуж, он обязательно знакомился с избранниками, всегда приглашал на командные вечера и вторые половинки гандболисток. Все застолья, дни рожденья мы также праздновали все вместе. Игорь постоянно говорил, что будет смотреть, как его подопечные ведут домашнее хозяйство. Ему было интересно не только, как девочки играют на площадке, но и как они готовят, обустраивают свой быт. А девчонки постоянно, когда приходил к ним Игорь, старались удивить его каким-то изысканным салатом или тортом. Для девочек похвала Турчина была чем-то особенным.

Зинаида Михайловна, известно, что мужскими командами управлять легче, нежели женскими. Как у вас было внутри коллектива, мирно дружно, или без скандалов не обходилось?

Если честно, было по-разному. До того, как мы с Игорем Турчиным поженились, в нашем коллективе царила какая-то ревностная обстановка. Все ж девчонки хотели, чтобы Игорь стал именно их мужем. Было конечно такое, что на тренировках мячи летали мимо меня. Я плакала, а Игорь собирал собрание и говорил, что если такое будет повторяться, то он заберет меня, и мы уедем из «Спартака». Это в какой-то мере подействовало. С возрастом (мне было 18 лет, когда я вышла замуж) постепенно все устаканилось и забылось. Мы все это смогли пережить.

А звездной болезнью вы болели?

Конечно, нас на улицах узнавали, но я не могу сказать, что бы кто-то из нас болел звездной болезнью. Допустим, на площадке мне больше всего нравилось не забивать голы, а отдавать голевые передачи. У меня не было такого рвения к славе голеадора и бомбардира. В тоже время у некоторых девочек на первом месте были голы. Для меня всегда на первом месте был командный результат.

 

 Михаил Величко


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.