В 2016 году пилотом российской команды в Чемпионате мира по турингу LADA SPORT ROSNEFT стал итальянец Габриеле Тарквини – чемпион Мирового туринга 2009 года. Габриеле, за плечами которого более 35 лет в автоспорте, из них почти четверть века в туринговых гонках, - настоящая легенда в мировом автоспорте и один из самых любимых фанатами и харизматичных пилотов в стане WTCС.
Именно в честь него на трибунах в различных уголках земного шара (а география Мирового туринга охватывает Европу, Азию, Северную Африку, Южную Америку и Ближний Восток) можно увидеть яркие плакаты «Tarquini El Matador». Бойцовского характера мэтру Мирового туринга не занимать, он охотно шутит по поводу своего возраста (2 марта ему исполнилось 54), но при этом дает понять, что его еще рано списывать со счетов, и в своем двенадцатом по счету сезоне WTCC итальянский пилот намерен вновь «дать бой» соперникам.
На протяжении последних восьми сезонов Чемпионата мира по турингу Тарквини стабильно держался в ТОП-5 сильнейших пилотов (в 2015 и 2011 у него 5-место в личном зачете, в 2013, 2010 и 2008 – 2-е место, в 2009 - чемпионский титул, в 2012 – 4-е место, в 2014 – 6-е место). Что же касается инженерного опыта, здесь вряд ли можно сравниться с Габриеле, который знает туринговые машины как никто другой. Для LADA SPORT ROSNEFT знания итальянца уже стали важным ресурсом в плане развития LADA Vesta TC1 к новому сезону.
В своем интервью Габриеле Тарквини рассказывает о значимых моментах гоночной карьеры, а также о том, как он не стал юристом, почему предпочитает автодромы рядом с гольф-полями, и о том, почему итальянец должен в своей жизни не только построить дом и вырастить сына, но и уметь приготовить пасту.
- Габриеле, как начиналась ваша гоночная карьера? Кто повлиял на ваш выбор?
- Как и многие пилоты, я начинал с обычного карта, за руль которого я сел в пять лет. Мои родители никак не были связаны с автоспортом, но мой отец арендовал карт для меня, и я начал свои первые шаги в автомобильном спорте. Мои первые гонки состоялись в 1974 году, мне тогда было 12 лет, и на долгие годы картинг стал для меня основным видом спорта. Я трижды выигрывал итальянский чемпионат по картингу, затем завоевал титул европейского чемпиона, а в 1984 выиграл чемпионат мира, и после этого, в 22 года перешел в формульные гонки – Формула 3000 (теперь GP2).
- Вы согласны, что картинг – основа основ в мировом автоспорте, и эта ступень неизбежна в успешной карьере автогонщика?
- Да, абсолютно согласен, это отличная школа, которая дает возможность окунуться в мир гонок и получать первичные навыки и знания в очень юном возрасте, ведь когда тебе 12 или 15 лет, невозможно стартовать в формульных чемпионатах. Начав же соревноваться, например, в 8 лет в картинговых сериях, у тебя есть еще целых десять сезонов для подготовки к более серьезному уровню соревнований во «взрослых» чемпионатах.
- Вы пробовали разные виды гонок и техники – формулы и туринговые машины, где вам комфортнее?
- В моей долгой карьере я участвовал в самых разных соревнованиях в Европе, Америке, Азии на автомобилях класса Формула 3, Формула 3000, Формула 1, но параллельно с формулами я всегда участвовал и в кузовных гонках. Я не достиг особых высот в Формуле 1, но в кузовных гонках, наоборот, был очень успешен, и именно там чувствовал себя комфортнее, что естественно – тебе всегда комфортно в той области, где твой талант реализуется в максимальной степени. Могу сказать, что, конечно, приятно управлять формульными машинами, ведь они самые скоростные, но бороться на трассе лучше всего в кузовных классах – именно там разгораются ярчайшие баталии. Так что «кузовные» гонки - это мое!
- Как вам работается в русской команде?
- Первый раз в моей карьере я работаю с российским автопроизводителем, и я бы с радостью посетил автозавод в Тольятти. Думаю, скоро мне представится такая возможность. Вообще, с LADA SPORT ROSNEFT начался новый этап в моей жизни, глобальное обновление! Я благодарен команде, что буду вновь выступать в WTCC. В любом случае, я не планировал уходить из автоспорта. Если бы даже я не остался в Чемпионате мира по турингу, то выступал бы в другой серии – у меня были предложения от других чемпионатов. Но я выбрал Ладу и WTCC, который остается моим «домом» уже одиннадцать лет.
-Какой, по вашему мнению, потенциал у LADA Vesta?
- Автомобиль действительно хорош! У него отличная база, он великолепно сконструирован, отлично ведет себя двигатель. Некоторые области требуют улучшений, но у нас была очень продуктивная тестовая сессия в Португалии, и мы точно знаем, в каком направлении нам двигаться по развитию машины. Я счастлив видеть, что Vesta «чувствительна» ко всем нашим доработкам и изменениям. Я также очень рад делиться своим опытом с моими напарниками Ником и Хьюго. Что касается ожиданий в преддверии сезона 2016, команда LADA SPORT ROSNEFT сможет бороться за победы, это реально.
- Как вы оцениваете приход новых соперников в чемпионат – заводскую команду Volvo Polestar Racing?
- Я на самом деле очень рад, что Volvo после долгих раздумий присоединились к WTCC. Мне очень импонирует эта команда - там работают профессионалы, по-настоящему увлеченные автоспортом люди. В любом случае, новые соперники всегда тебя «подстегивают» и держат в тонусе весь пелетон. Сезон предстоит очень интересный, эмоционально насыщенный, азартный!
- Насколько удачным вам кажется новый формат гонок, с дополнительным заездом производителей после квалификации по принципу командных заездов Tour de France?
- Это весьма любопытное нововведение, абсолютное новшество для автоспорта. Интересно, как это будет выглядеть в телевизионной трансляции, ведь три автомобиля производителя в рамках этого заезда будут не соревноваться между собой, а ехать друг за другом, стремясь показать лучшее время круга. Это значит, что они должны помогать друг другу, работать на «слипстриме». Особенно волнующе, наверняка, это будет выглядеть на таких скоростных треках, как в Шанхае, или же на Нюрбургринге, где слипстрим очень эффективен. Конечно, мы не можем взять информацию об этом из предыдущих лет или других автоспортивных категорий, но тем и интереснее! Сначала в этом командном зачете будут участвовать только LADA, Citroen и Honda, ведь у Volvo пока всего два автомобиля, но уверен, что в течение сезона они к нам присоединятся. Мы еще не планировали никакой командной стратегии для этого заезда, думаю, разберемся с этим уже на самом этапе.
- Есть мнение, что опыт, полученный в формульных гонках, особенно в Формуле-1, дает определенные преимущества пилоту, который переходит в другие классы, - более острую реакцию, к примеру?
- Да, это верно. Болид Формулы-1 - это самая «чувствительная» гоночная машина, чувствуется малейшее изменение, и это очень хорошая школа по работе с настройками и по развитию автомобиля. Для меня опыт соревнований в Формуле-1 был очень важным этапом.
- Когда вы только начинали свою гоночную карьеру, кто был вашим кумиром в автоспорте?
- Во времена моей юности это был пилот Формулы 1 Жиль Вильнев. Я следил за его выступлениями. К сожалению, он рано ушел из жизни, погиб в страшной аварии на трассе, и для меня эта трагедия стала большим потрясением. В моей жизни было не так много моментов, когда я плакал, но тогда я не мог сдержать слез.
- Получали ли вы специальное инженерное образование или необходимый объем знаний приходит с многолетним опытом в автоспорте?
- Да, это приходит с опытом, на протяжении всей своей карьеры ты очень плотно работаешь с гоночными инженерами и сам на практике проверяешь и оцениваешь реализацию всех инженерных решений. Что касается образования, здесь я совершенно далек от автогонок – я изучал право в университете города Терамо (Италия), но в 22 года я стал выступать в Формуле 3000, и мне пришлось оставить обучение. До сих пор не знаю, правильное ли это было решение (смеется).
- То есть, если не автогонки, вас бы ждала карьера юриста или адвоката?
- Вполне возможно!
- Какие моменты вашей жизни в автоспорте стали поворотными и наиболее запоминающимися?
- Однозначно, первым таким моментом стал титул чемпиона мира по картингу в 1984 году, после чего я перешел в формульные гонки. Думаю, без этого достижения я бы никогда не начал бы заниматься автоспортом серьезно. В Формуле-1 также есть моменты, которыми я горжусь. В восьмидесятые годы система начисления очков была несколько иной, и очки в гонке зарабатывали только ТОП-6 пилотов. На Гран-при Мексики в 1984 году я финишировал шестым и заработал очки. Ну, и, конечно, очень значимым для меня стал титул чемпиона мира по турингу в 2009 году.
- Какую гоночную трассу вы считаете любимой?
- Я обожаю бельгийскую Спа-Франкоршам, как и 99,9 процентов всех гонщиков. Кроме того, мне нравится Сузука в Японии – это что-то совершенно особенное, там очень интересные повороты.
- Вы родились в стране, где очень сильны традиции автоспорта. Жалеете, что сегодня не соревнуетесь на итальянских гоночных трассах?
- Конечно, очень жаль, что в календаре WTCC нет ни одной итальянской трассы. У нас были потрясающие этапы в Монце и Имоле! Италия действительно автоспортивная страна. Думаю, что по уровню автоспортивной культуры мы находимся на втором месте после Великобритании. Великобритания же – это совершенно другая планета, страсть к автогонкам чувствуется везде. В Италии большое количество автодромов, у нас совершенно фантастическая траса Mugello, для меня она одна из лучших в мире. Я уже упоминал скоростную Монцу, Имолу, также есть классный автодром Autodromo di Pergusa. Кроме того, Италия синонимична бренду Ferrari, который является культовым не только для итальянцев, но и для фанатов автоспорта по всему миру. Мы называем это Red Passion («Красная страсть»). Я встречался с Энцо Феррари в 1987 году, и для меня это одно из ярких воспоминаний.
- Что в себя включает ваша фитнес-программа? Как вы готовитесь к соревнованиям?
- Я люблю бегать. В прошлом, вплоть до 2015 года, я участвовал в различных марафонах, в том числе, и в зарубежных – трижды участвовал в Нью-Йоркском марафоне, бегал в Париже, Лондоне, Риме. Особенно «марафонскими» выдались 2010-2011 годы. Помню, только за один год я участвовал в двенадцати забегах. Сейчас я тоже бегаю, но на более короткие дистанции. Конечно, лучшая тренировка – это быть за рулем гоночного автомобиля, но сейчас, к сожалению, проводится не так много тестов, поскольку они стали более затратными. Раньше, лет 20-25 назад гонщики были вовлечены в большое количество тестов.
- Какой бы совет вы дали начинающим гонщикам?
- Мне постоянно задают этот вопрос юные фанаты. Должен сказать, что для успешной карьеры нужна полная самоотдача и полная концентрация на автоспорте. Кроме того, сегодня автоспорт требует колоссальных затрат – готовы ли вы пожертвовать многим, чтобы участвовать в автогонках? Конечно же, нужна поддержка, удача, талант. Но, к сожалению, очень часто просто наличие таланта не гарантирует успеха. Есть много примеров, когда молодые и очень талантливые пилоты никогда не достигают вершин в автоспорте, поскольку сталкиваются с проблемами спонсорства. Сейчас все эти процессы гораздо сложнее, нежели раньше.
- Помимо автоспорта, чем еще наполнена ваша жизнь, какие другие увлечения у вас есть?
- Я предпочитаю парусный спорт и гольф. По сравнению с автогонками, это довольно спокойные виды спорта. В Италии у меня есть группа друзей, играющих в гольф, и мы довольно часто играем вместе либо в моем родном городе, либо в Риме. Иногда, когда автодром WTCC расположен недалеко от какого-нибудь гольф-поля, я с удовольствием провожу там некоторое время, это идеальный способ переключиться. Гольф дает отличные навыки концентрации.
- Как истинный итальянец, вы, наверное, еще и готовите?
- Я могу готовить. Для любого итальянца быстро и вкусно приготовить пасту – все равно, что сделать бутерброд, все умеют это делать! Но не скажу, что я много времени провожу на кухне.
- Вы объездили весь мир. Какая страна или город поразили вас больше всего?
- Меня очень впечатлил Таиланд в прошлом году. Это был мой первый визит в эту страну, и, несмотря на то, что автодром находится очень далеко от Бангкока, у меня остались самые хорошие воспоминания об этом этапе и о людях, которые всегда очень приветливы и дружелюбны. Теперь я понимаю, почему Таиланд называют «страной улыбок». Да и сам трек – на очень высоком уровне, он хорош для туринговых автомобилей, со скоростными поворотами и довольно требовательными точками торможения.
- При таком плотном графике остается ли время смотреть гонки по телевизору?
- Да, я нахожу для этого время. С удовольствием смотрю Nascar и Формулу 1. Болею за Дженсона Баттона, ну и, конечно, за команду Ferrari. Болеть за Ferrari – у итальянцев в крови!
- Кто поддерживает вас на гонках и увлечены ли автоспортом ваши дети?
- Моя семья, конечно, поддерживает меня, но больше из дома. У меня двое маленьких детей – десятилетняя дочь Джулия и девятилетний сын Маттео. Моя жена – тоже из мира спорта, раньше она выступала за национальную сборную Италии по волейболу. Не скажу, что мой сын очень увлечен автоспортом, он пробовал себя в картинге, но не проникся большим интересом. Что ж, я сэкономлю кучу денег! (смеется) В любом случае, я не собираюсь давить на него в выборе своего призвания.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.