Президент Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергей Прядкин заявил, что готов заниматься организацией этого турнира. Не остались в стороне и болельщики: они стали сочинять список команд, которые могли бы войти в чемпионат СНГ. Например такой.
От России: «Зенит» (Санкт-Петербург), «Спартак» (Москва), ЦСКА (Москва), «Локомотив» (Москва), «Динамо» (Москва), «Анжи» (Махачкала), «Рубин» (Казань), «Кубань» (Краснодар), «Ростов».
От Украины: «Шахтёр» (Донецк), «Динамо» (Киев), «Металлист» (Харьков), «Днепр» (Днепропетровск).
От Белоруссии: БАТЭ (Борисов).
От Молдавии: «Шериф» (Тирасполь).
От Армении: «Пюник» (Ереван).
От Казахстана: «Кайрат» (Алма-Ата).
От Азербайджана (если и там согласятся за компанию): «Нефтчи» (Баку).
Только Тбилиси и Вильнюса до джентльменского набора не хватает.
***
Теперь для того, чтобы чемпионат СНГ по футболу стал реальностью, нужно решить всего несколько вопросов. Перечислим основные.
Вопрос первый. Как убедить Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) легализовать это соревнование?
Все предыдущие попытки устроить межнациональный турнир в обход УЕФА успехом не увенчались. Группа G14 (мадридский «Реал», «Барселона», «Милан», туринский «Ювентус», миланский «Интер», мюнхенская «Бавария» и тому подобные гранды) сдалась через несколько лет противостояния. Аналогичные проекты по созданию объединенных чемпионатов Бенилюкса, Прибалтики, Скандинавии и экс-Югославии также вряд ли получат ход.
Играть клубам в чемпионатах других стран УЕФА не разрешает. Два исключения по объективным уважительным причинам: клубы Лихтенштейна играют в чемпионате Швейцарии, а «Монако» – в чемпионате Франции за отсутствием собственных чемпионатов у этих карликовых государств. Единственная команда, которая исторически играет в чужом первенстве – валлийский «Суонси» выступает в английской премьер-лиге. Так получилось потому, что «Суонси» в чемпионатах Англии выступает с 1935 года, а первый чемпионат Уэльса проведён лишь в 1992-м. Это совсем уж исключение в квадрате – чтобы его добиться, нужно быть Великобританией и как-то раз догадаться изобрести футбол.
Простого запрета УЕФА хватит для того, чтобы идея чемпионата СНГ не реализовалась.
Вопрос второй. Как участники чемпионата СНГ будут сохранять статус профессионального футбольного клуба?
Юридически профессиональный статус клуба определяет регистрация в территориальной футбольной федерации, входящей в РФС. Территориальные федерации, в свою очередь, аккредитовываются региональными департаментами или министерствами спорта (подчиняются региональным властям), а сам РФС ведёт свою деятельность на основании государственной регистрации министерства спорта. Любая из упомянутых в этом списке организаций может закрыть легальный выход клуба из чемпионата России в чемпионат СНГ, а РФС может лишить его профессионального статуса. Аналогичная история – и на Украине, и в Белоруссии, и везде. Чтобы урегулировать этот вопрос, надо создавать наднациональную структуру и каким-то волшебным образом убедить уже существующие международные структуры (УЕФА и ФИФА) в необходимости её легализации.
Вопрос третий. Как будет определяться состав участников чемпионата СНГ?
Сама идея чемпионата подразумевает его максимальное географическое расширение. Проблема в том, что уровень клубного футбола во всех странах СНГ, за исключением Украины и России, низок. На данный момент в таблице коэффициентов УЕФА в первой десятке из 53 европейских федераций лишь две этих страны: Украина (в первую очередь за счёт выступлений донецкого «Шахтёра») занимает высокое 7-е место, Россия свалилась с 6-го на 9-е. Белоруссия – 21-я, Грузия – 31-я, Азербайджан – 33-й, Молдавия – 35-я, Казахстан – 38-й, Армения – 50-я.
Чемпионат СНГ по сравнению с чемпионатом России явно усилят три-четыре лучшие украинские команды. Но с включением туда представителей других стран Содружества средний уровень турнира вряд ли окажется выше. Лучшие команды Казахстана, Молдавии, Армении и Азербайджана объективно слабее клубов из второй восьмёрки чемпионата России.
Вопрос четвёртый. Как сочетать чемпионат СНГ с существующими национальными чемпионатами?
Взаимное существование турниров исключено в любом из вариантов. Или национальный чемпионат получает второстепенный статус, вроде квалификационного турнира, лучшие команды которого получают право играть в чемпионате СНГ (в этом случае о развитии отечественного футбола остаётся забыть). Можно попробовать провести чемпионат СНГ параллельно с национальными чемпионатами. Официального статуса он не получит, но и запрета не будет. Но тогда участникам чемпионата придется проводить около 75 матчей за сезон. Тридцати лишних дат на товарищеский, по сути, турнир в календаре нет.
Тем более, что такие «товарищеские» и даже коммерческие опыты уже проводились. Кубок Содружества в течение 20 лет проходит в Москве и Санкт-Петербурге, споснируемый Романом Абрамовичем Кубок Первого канала с 2006 по 2008 годы проводился в Израиле. Первый из этих турниров, несмотря на официальный статус ФИФА, пришёл в упадок, и в 2011 году на матчи чемпионов стран бывшего СССР собиралось по 300-400 человек. Кубок Первого канала, несмотря на участие в нем «Спартака», ЦСКА, киевского «Динамо» и «Шахтёра» получал невысокие телерейтинги и просуществовал только три года.
Вопрос пятый. Как заставить смириться нынешние топ-клубы с тем, что они при участии в чемпионате СНГ будут гораздо реже играть в Лиге чемпионов или вообще не будут?
Не будут – если турнир не получит официального признания турнира со стороны УЕФА. Будут реже – если получит. В этом сезоне, к примеру, совместная квота России, Украины и Белоруссии в главном клубном турнире Европы составила пять команд. Поскольку у новой лиги не будет стартовых коэффициентов УЕФА, путевку в Лигу получит только один клуб. Да и то на самые ранние этапы квалификационного отбора. Да и нетрудно подсчитать, что вместо нескольких чемпионов будет всего один.
Вопрос шестой. Кто будет управлять чемпионатом СНГ?
До сих пор вся история чемпионатов СССР, России и Украины показывала, что административный ресурс применительно к отечественному клубному футболу неизбежен. Согласится ли, например, владелец «Шахтёра» Ринат Ахметов, что административные рычаги (руководство, контрольно-дисциплинарный комитет, судейский комитет) в чемпионате СНГ будут, к примеру, у питерцев или москвичей?
Вопрос седьмой. Откуда эта идея взялась именно сейчас?
Напомним последовательность событий: генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов угрожает снятием команды с чемпионата России по футболу в случае, если ей засчитают техническое поражение по итогам скандального матча с «Динамо». Затем из стана «Зенита» исходит информация о готовности перевезти команду в Севастополь. В прошлую пятницу технические 0:3 «Зениту» все-таки присудили, а на этой неделе – отвергли апелляцию. Варианта оставалось два: либо извиниться перед общественностью, либо как-то одухотворённо выкрутиться. Примерно в этот момент Алексей Миллер и выступил с идеей создать чемпионат СНГ, в котором будет играть «Зенит».
Вопрос восьмой. Можно ли просто принять в чемпионат России несколько сильных клубов?
По большому счёту, чемпионат России смогли бы усилить и сделать его интереснее лишь четыре-пять украинских команд. Но, к сожалению, в существующих условиях это невозможно. «Селтик» и до своего банкротства «Глазго Рейнджерс» мечтали променять чемпионат Шотландии на гораздо более сильную в спортивном и финансовом плане английскую премьер-лигу. Причём англичане тоже были не против. Против был УЕФА. Причина всё та же: у вас есть свои национальные федерации – и чего вам там не играется?
Вопрос девятый: Можно ли все эти вопросы обойти?
Можно. Если принудить ФИФА и УЕФА к изменению Уставов и прочих вековых традиций по нашему желанию. Успех этого мероприятия я не готов прогнозировать.
Аналогии с ВТБ-Лигой и КХЛ здесь неуместны. Потому что футбол – это не баскетбол и даже не хоккей, он просто по-другому исторически устроен.
***
Таким образом, остаётся единственный вариант – как в случае с Лихтенштейном: чтобы на всей территории СНГ только одна национальная федерация проводила свой чемпионат – хоть Россия, хоть Киргизия. Тогда в этом первенстве и будут играть все сильнейшие (если, конечно, кто-то не захочет заявиться в чемпионаты Финляндии или Польши – такое ведь тоже будет допустимо). А надёжнее всего – вообще отсутствие нынешних национальных чемпионатов РФ, Украины, Белоруссии и остальных как таковых. То есть – наличие одной страны с одной национальной футбольной федерацией и с одним чемпионатом.
Но это уже – совсем не футбольный вопрос.