Сначала об истоках. Известно, что многолетняя однообразная работа притупляет чувство реальности и может стать причиной катастрофы в критической ситуации. Так хулиган, неожиданно получивший отпор от ботаника, теряется и сдаёт назад, хотя ещё и превосходит его в силе. То же самое касается государств и целых империй, многие из которых стали жертвой собственной неповоротливости и длительного отсутствия реального конкурента.
Джон Керри не шутит — он угрожает. Но делает это в привычной для его страны манере — пытаясь ухватить противника за элиту. Приём вроде бы надёжный и безотказный, но в данном случае неэффективный. Поясним почему.
С точки зрения подавляющего большинства наших соотечественников — угрозы Керри не более чем пустой звук. Внешнеторговый оборот с США у нас стабильно теплится в районе 3,5%, то есть ничтожен. Это примерно столько же, сколько и с Польшей, даже Украина в 2012 году имела вес в 5,4%, а все страны СНГ — в 14% внешнеторгового оборота. То есть полное прекращение торговли с США пройдёт для подавляющего большинства соотечественников без особых последствий. Тем более что не поставленные нами в США углеводороды всегда будут тепло встречены на других рынках, например, на азиатских.
Вторая часть угрозы — а это визовые ограничения и замораживание активов — не только не касается простых смертных, но и должна быть встречена нами с ликованием и благодарностью. Ведь госсекретарь Джон Керри тем самым обещает провести в нашей стране форсированную национализацию элиты — то, что мы давно и с нетерпением понукаем. Трудно представить больший подарок, ведь национализация собственными силами могла либо растянуться на годы и затеряться за грудой законопроектов, либо вызвать мощное сопротивление элит в случае жёсткого принуждения, ударив по всей стране.
Однако США решили взять на себя этот нелёгкий труд и вернуть нам часть уворованного суверенитета. Спасибо им за это, причём не имеет значения, осуществят ли они свои угрозы. Главное, что сигнал, уверен, получен и осмыслен российской элитой — а он стократ эффективнее любых внутрироссийских законодательных побуждений и призывов, от которых изворотливый олигархический ум всегда найдёт возможность увильнуть. А вот от озвученного Джоном Керри увильнуть можно только в одном направлении — на Родину.
Что касается угроз исключить Россию из «Большой восьмёрки», то это ещё смехотворнее — никакого влияния на реальную политику участие в этом мажорном клубе не добавляет. Сегодня «восьмёрка» есть ритуальный клуб любителей фуршетов. Напомним, что в 2012 году Владимир Путин отказался участвовать в очередном её саммите, отправив вместо себя премьера Дмитрия Медведева, чем вызвал тонны ненависти в западных СМИ. Теперь же саммит должен пройти в Сочи уже под нашим председательством, и западные партнёры, похоже, решили вернуть долг, пригрозив бойкотом, но на деле он может лишь обернуться банкротством самой идеи клуба, то есть всего лишь его давно ожидаемым концом. Туда ему и дорога.
Таким образом, мы видим, что пока что реально Запад не способен сколь-нибудь решительно противостоять воли России. Привычные для того инструменты оказались неэффективными и даже более того — имеют эффективность, обратную предполагаемой. Причина такого политического слабосилия видится в накопленной инерции, чрезмерной изнеженности — неизбежных последствиях слишком долгого почивания на лаврах. Стоило нам в своих действиях выйти за рамки привычной для них логики, и мы оказались неуязвимы для их арсенала.
Впрочем, мы здесь подводим итоги лишь очередного раунда. Противостояние продолжается, и противник будет искать новые способы отыграть упущенное.
Одно можно утверждать без сомнений — на наших глазах творится совсем новая история.