Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Газовый покер с Литвой. Текущее положение дел и прогноз - Александр Собко

Источник: "ОДНАКО"

В последние дни тема перспектив газоснабжения Литвы вновь занимает заметную часть новостей в сфере энергетики. Этому есть две причины. Во-первых, в 2014 году у Литвы заканчивается долгосрочный контракт с «Газпромом». Во-вторых, примерно в это же время прибалтийская республика намерена запустить свой плавучий терминал по приёму сжиженного газа, что, как считается, приведёт к избавлению от российской газовой зависимости и сделает «Газпром» сговорчивее. Поможет ли Литве в этом терминал?

Сколько СПГ будет закупать Литва?

Сначала — контрольные цифры. Потребление газа в Литве — около 3,2 млрд кубометров. С учётом двух оставшихся прибалтийских республик (впрочем, их снабжение от терминала пока в любом случае не обсуждается) — чуть больше 5 млрд кубометров. Мощность терминала по приёму СПГ — около 4 млрд кубометров.

Напомним, что в Литве почти два года назад был принят закон, обязывающий закупать не менее 25% импортируемого газа (а импортируют весь потребляемый газ) с терминала СПГ. То есть это — около 800 млн кубометров в пересчёте на газообразное топливо. Но в последние дни разговор идёт о гарантированных поставках всего 540 млн кубометров газа в год — менее 15% от загрузки терминала (видимо, это технологический минимум), и всего 17% от литовского потребления газа.

Причины этому понятны. До запуска терминала остались считанные месяцы, контрактов нет, нет даже и никаких утечек о предварительных договорённостях. Как мы и предполагали полтора года назад, на рынке просто нет свободного газа. Конечно, перекупить что-то удастся, но цены могут быть выше, чем «газпромовские». Перед глазами пример Польши, которая будет платить за свой сжиженный газ около 700 долларов за тысячу кубометров (стационарный терминал по приёму СПГ в польском Свиноусцье будет запущен в 2015 году). И это при том, что польский контракт с Катаром на поставку СПГ был подписан ещё несколько лет назад. Напомним, что Литва сейчас платит 500 с небольшим долларов за тысячу кубометров, а «среднеевропейская» цена «Газпрома» — около 380 долларов за тысячу кубометров.

Есть ещё масса причин, из-за которых продавцам СПГ неохота связываться с Литвой: мелкий покупатель, плавучий терминал, кроме того, напомним, что нужно проходить датские проливы (кстати, и у Польши будут те же проблемы). Конечно, это не Босфор и Дарданеллы, но тоже некоторый напряг для газовозов.

Как использовать терминал, не импортируя СПГ?

Отдельная проблема — стоимость регазификации СПГ, то есть перевода его в газообразное состояние. Основные затраты тут — это арендная плата (фактически — амортизация) терминала, которую нужно выплачивать вне зависимости от степени загрузки терминала. Поэтому в случае неполной нагрузки (к примеру, на четверть) стоимость регазификации увеличится с типовых 20 до 80 долларов за тысячу кубометров.

Поэтому Литва сейчас намерена подготовиться, чтобы с запуском терминала выйти на рынок СПГ в качестве бункерного топлива (то есть топлива для заправки судов).

Это направление станет очень востребованным с 2015 года, когда в северо-западной Европе будут введены новые правила по содержанию серы в судовом топливе. В свою очередь, это сделает выгодным переход с мазута на СПГ в качестве судового топлива. В том числе и под этот спрос «Газпром» готовит свои заводы по производству СПГ на Балтике.

Но в Литве будет использоваться привозной СПГ. В таком случае литовский терминал станет аналогом АЗС для судов. И при удачном стечении обстоятельств часть расходов на терминал можно «отбить» даже при отсутствии импорта СПГ собственно в Литву.

Какой будет новая «справедливая» цена газа?

Попытаемся оценить, какова может быть новая цена «Газпрома», чтобы сохранить литовский рынок и получить максимальные доходы.

Прежде всего отметим, что несмотря на вышесказанное считать расходы на регазификацию (аренду терминала и строительство инфраструктуры) мы не будем. Это может выглядеть парадоксально, но эти инвестиции уже сделаны, соответственно при оценке конкурентной цены российского газа по сравнению с СПГ мы (и, вероятно, так же будет поступать литовское правительство) будем сравнивать цены без учёта регазификации. В скобках отметим: это означает, что с учётом расходов на регазификацию СПГ российский газ останется конкурентоспособным даже при большей стоимости.

Самый тяжёлый для Литвы будет 2015 год. Скорее всего — это будут поставки со спотового рынка или какой-нибудь не очень выгодный краткосрочный контракт на 1–2 года.

Впрочем, возможно всякое. Слишком политически важный этот проект — не только для Литвы, но и для её заокеанских партнёров, которые могут продавить достаточно выгодный для Литвы контракт у кого-либо из экспортёров СПГ. Правда, все предыдущие наблюдения за подобными коллизиями говорят о том, что даже в той или иной степени зависящие от США экспортёры (тот же Катар) не очень на это идут. Но здесь объёмы невелики, соответственно небольшими будут и возможные потери экспортёра СПГ от продаж по льготной цене. Поэтому исключать подобное развитие событий нельзя.

С 2016 года Литва может претендовать на СПГ с первого американского завода. Хотя он почти полностью продан, но среди покупателей есть и несколько «перекупщиков» — трейдинговых компаний. Направлять они его будут в Азию, но если Литва их «удивит ценой» — отправят и в Европу. Попробуем оценить эту цену.

Возьмём ориентировочную азиатскую цену в 15 долларов за млн БТЕ и вычтем транспортные расходы между Европой и Азией — 2,5 долл. за млн БТЕ, получим 12,5 долл. за млн БТЕ. Или около 450 долл. за тысячу кубометров в случае российского газа. В оценках мы предположили, что СПГ из США в Азию пойдёт через Суэцкий канал, так как расширение Панамского канала задерживается. Думается, что примерно на этой цифре «Газпром» и Литва сойдутся, а российский газ сохранит за собой большую часть поставок. В свою очередь, это позволит Литве с минимальными убытками импортировать СПГ, сохранить лицо, объявить об успехах по борьбе с газовой зависимостью. Ну и снизить цену на 50 долларов за тыс. кубометров.

Но это мы рассмотрели наилучший для Литвы вариант развития событий. Может статься так, что и первый американский СПГ уже окажется полностью перепродан, и на 2015 год дешёвого газа Литве никто не предоставит.

«Неценовые» вопросы

Тем не менее, снижение цены произойдёт, и это объясняется, конечно, не добротой «Газпрома». Снизив цену, российский монополист получит уступки по другим вопросам. Во-первых, «Газпрому» нужно получить для себя достаточно комфортный вариант применения Третьего энергопакета (напомним, что «Газпром» является и акционером литовской газовой Lietuvos Dujos).

Кроме того, остаётся проблема транзита газа в Калининградскую область по территории Литвы. Этот вопрос уже обсуждается. Не будет ли Литва, получив терминал СПГ, диктовать России условия, угрожая перекрытием транзита? Как видно из вышесказанного, нет. Пока даже в случае наиболее благоприятного варианта развития событий для Литвы, ей остаётся выгодней покупать газ у «Газпрома» и по ценам выше среднеевропейских.

Тем не менее, если говорить о среднесрочной перспективе, то такая проблема существует. Поэтому и рассматриваются варианты альтернативного газоснабжения Калининградской области — отвод от «Северного потока», строительство небольшого терминала СПГ для Калининграда.

Остаются и вопросы второго плана. Во-первых, на сколько лет будут заключать новый контракт. «Газпром» традиционно нацелен на долгосрочный. Литва — на краткосрочный, лет на пять, в надежде, что дальше с СПГ станет попроще. В идеале (для Литвы) — контракт на 1–2 года, чтобы пережить наиболее сложный период на рынке СПГ, ведь начинает она выходить на рынок в самый неудачный момент. Второй вопрос — уровень обязательных закупок. Ранее президент Литвы призывала его отменить, эту тему мы уже обсуждали ранее.

Такова картина перед финальным «сражением». Что будет первым — контракт с «Газпромом» или контракт на поставки СПГ? Есть ли у Литвы предварительные договорённости с продавцами СПГ или они блефуют, утверждая о наличии полутора десятка возможных контрагентов. Такой вот газовый покер, где выигрыш «Газпрома» — договор с ценой, максимально близкой к стоимости будущих поставок СПГ.

Так или иначе, уже не первый год обсуждаемый сюжет с литовским газовым рынком выходит на финишную прямую. И, повторимся, ждём от «Газпрома» уступок не более чем до 450 долл. за тысячу кубометров.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.