История о десанте гринписовцев на платформу «Приразломная» выходит на финишную прямую. Группа задержанных, для удобства ретвитов получившая на Западе тэг «Arctic 30», уже не вполне отвечает своему имени, поскольку российское правосудие отпустило 29 задержанных под залог в два миллиона рублей каждый. Предыдущая попытка адвокатов корпорации «Гринпис» выкупить своих соратников состоялась в середине октября и успехом не увенчалась.
На сей раз решение судов изменить меру пресечения оказалось для «Гринписа» такой неожиданностью, что адвокаты корпорации не поспевали за оглашениями приговоров — пришлось выкупать всех по частям. Сначала были отпущены трое россиян, затем девять иностранцев, сегодня общее число фактически покинувших СИЗО уже перевалило за восемнадцать. Поскольку вовремя внести залог за всех «Гринпис» не успевает, остальным, по всей видимости, придётся ждать прогулок по Невскому до понедельника.
По мере развития событий информационный фон вокруг процесса, поддерживаемый соратниками задержанных сугубо на уровне истерики про «кровавый режим жестоко тиранит», оказался парализован глубоким недоумением, однако быстро восстановился уже в новой тональности. После первых положительных решений задержанные косяком пошли на слушания с плакатами в руках и начали произносить на суде пафосные речи перед своими коллегами, снимавшими их героизм для интернета.
По самой последней информации, за решёткой останется лишь радист судна Колин Расселл из Австралии. Все остальные члены экипажа отпущены под залог, а капитан Питер Уилкокс заплатил дополнительный штраф в размере 20 тысяч рублей за «невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны шельфа РФ или исключительной экономической зоны об остановке судна», а также за воспрепятствование осмотру. Остальные участники похода также отпущены.
Положение задержанных иностранцев осложняется тем, что ни один из них не находится в России легально. Пока что для них зарезервированы номера в отелях Санкт-Петербурга, где их и поставят на миграционный учёт. По мнению УФМС города, покинуть Россию они смогут лишь после решения вопроса в рамках уголовного дела и никак иначе. С другой стороны, известный адвокат Генри Резник уверен, что покинуть страну гринписовцам разрешено, с ним согласен и Эдуард Лимонов.
Возможно, дать им сбежать и правда было бы уместнее всего, не говоря уж о том, что такое завершение показательной порки устроило бы все стороны. «Гринпис», являющийся, по сути, пиар-империей, освоившей жанр заказных скандалов задолго до «Фемен», получил бы свой гарантированный скандал. Россия продемонстрировала бы, что эко-террористов всегда рады видеть в отечественных СИЗО. Далее «Гринпис» получает свои деньги даже в больших масштабах, чем ожидалось, а Россия имеет меньше проблем в будущем, поскольку пушечное мясо на подобные акции теперь будет на порядок сложнее набрать. Полсотни миллионов тоже пригодится — выход пограничных кораблей в море стоит денег.
Однако паспорта гринписовцев по-прежнему находятся в руках следственных органов, да и виз у них нет. Остаётся разве что экстравагантный побег в духе Джулиана Ассанжа, с той лишь разницей, что гнаться за «экологами» никто особо не будет, ведь спектакль практически сыгран. Конечно, впереди ещё вынесение всех приговоров, но принципиальный поворот уже пройден, намёк понят, и нет сомнений, что спектакль будет доигран «Гринписом», как положено.
Впрочем, капитан Arctic Sunrise Питер Уилкокс оказался верен своему долгу и уже заверил прессу, что не покинет Россию до окончательного решения по своему делу, а также продолжит требовать освобождения своего корабля. Уилкокс — один из опытнейших сотрудников «Гринпис», именно он был капитаном затопленного французским спецназом в Новой Зеландии в 1985 году судна Rainbow Warrior. Между тем Arctic Sunrise сегодня тоже ожидает оглашение приговора по своему делу, только не в Санкт-Петербурге, а в Гамбурге.
Напомним, Нидерланды как страна флага подали в Международный трибунал по морскому праву иск к России относительно инцидента с Arctic Sunrise. Российская делегация проигнорировала слушания и не явилась ни на одно из них, поскольку ещё в 1997 году при подписании Конвенции ООН по морскому праву Россия оговорила для себя особое условие. Наша страна «не принимает предусмотренные в конвенции процедуры урегулирования споров, ведущие к обязательным для сторон решениям, по спорам об осуществлении суверенных прав и юрисдикции». Поскольку инцидент с «Приразломной» считается исключительно вопросом суверенного права, судьбу судна будет решать российский суд, а не гамбургский.
Собственно, здесь остаётся только один нерешённый вопрос — будет ли конфисковано судно. Согласно российскому праву, меры по конфискации плавсредства предусмотрены статьёй УК РФ о пиратстве. Хотя обвинения по ней были сняты, есть ещё Кодекс об административных правонарушениях, где существует аналогичный вид взыскания за нарушение пограничного режима. Поскольку, по данным пограничников, судно незаконно пересекло водную границу России, оно может быть конфисковано. Гринписовцы оспаривают этот факт и готовы предоставить некие спутниковые снимки в подтверждение своих слов.
Однако судя по тому, что за всех остался досиживать лишь символический Расселл, есть неплохие шансы на то, что таинственные «неформальные переговоры» Нидерландов обернулись договорённостью об обмене судна на людей. Понятно, судно ледового класса для России никогда не будет лишним.
Напомним: «арктическая тридцатка» состоит из участников «Гринпис», из которых шестнадцать являются членами экипажа судна, двенадцать просто активистами и двое — британский журналист Кирон Брайан и российский фотограф Денис Синяков — летописцами похода. Поскольку командировочных удостоверений из редакций, подтверждающих, что последние двое находятся на судне не по личным пристрастиям, а как представители прессы, предъявлено не было, они были задержаны вместе с остальными участниками группы.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.