Официально объявлено, что Россия не будет участвовать в договоре о торговле оружием, который на днях подписали 23 страны мира. В нём не соблюдены принципиальные требования нашей страны: снять лоббирование интересов США и не допускать перепродажу ранее закупленного оружия, чтобы предотвратить его попадание в руки террористов.
Мысль о том, что Россия не планирует в ближайшее время присоединяться к договору о международной торговле оружием (МДТО), озвучил в четверг заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
В частности, он заявил, что договор не будет принят Россией, пока его инициаторы — ЕС и НАТО — не прислушаются к нашим предложениям по поправкам. По мнению российских специалистов, для того, чтобы договор стал рабочим, необходимо предпринять серьёзные действия по его доработке.
Напомним: 25 сентября число стран, подписавших МДТО, достигло 107. В договоре приняли участие сразу 17 государств, среди которых Гондурас, Замбия, Македония, Перу, США, Сьерра-Леоне и ЮАР. Они присоединились к Анголе, Гане, Колумбии, Монголии и Филиппинам, объявившим об этом решении 24 сентября.
Теперь число государств, подписавших договор, превышает половину от числа стран — членов ООН (их 193). Подавляющее их большинство — не производители, а покупатели оружия. При этом из 23 стран, подписавших договор вчера, лишь в трёх государствах принято решение о ратификации данного договора: это Коста-Рика, Италия, Тринидад и Тобаго. В США по всей видимости, в ближайшее время ратификация МДТО не состоится. Договор вступит в силу только в том случае, если его ратифицируют 50 стран — членов ООН. На данный момент их лишь 8.
Формально целью МДТО является повышение контролируемости процесса международной торговли оружием. Если договор будет принят, то под него будут подпадать сделки с боевыми бронемашинами, артиллерийскими установками, военными самолётами и вертолётами, кораблями, ракетными системами, танками. Также он коснётся сделок с лёгким стрелковыми оружием: от пистолетов до штурмовых винтовок. Договор не будет отменять международных конвенций, действующих в отношении ядерного, химического и биологического оружия. Документ не распространяется на внутригосударственный оборот оружия.
Хотя в ходе разработки договора Россия неоднократно пыталась включить в него положения о недопустимости поставок оружия неуполномоченным негосударственным субъектам, а также о предотвращении его повторного экспорта, эти попытки были безуспешными.
По мнению президента Коллегии военных экспертов, генерал-майора в отставке Александра Владимирова, США в тексте МДТО пытаются проталкивать свои интересы, тогда как в подобных документах должны соблюдаться интересы всего мира.
— Есть несколько стран, которые производят оружие и им торгуют. Это фактически все промышленно развитые державы. Весь рынок довольно жёстко контролируется ими. И борьба идёт между качеством и стоимостью, а также уникальностью изделия.
Например, в области ПВО ничего лучше, чем продукция России, нет. Или тот же «калашников». Он старый, 1947 года, но он наиболее распространён в мире и до сих пор используется. То же самое касается тяжёлой техники.
На этом рынке играют роль традиционные связи. Вот мы когда-то снабжали оружием Африку и Арабский мир, Китай и Индию — и продолжаем это делать. Когда нас США геополитически вытеснили из Азии, они начали снабжать её своим оружием. И так эта борьба идёт: в сфере геополитики, где поставки вооружений являются методом поддержки тех сил, которые побеждают в том или ином эпизоде. Это нормально, это не подвержено никаким колебаниям и не регулируется никакими правовыми нормами. Здесь происходит конкурентная борьба, она действует на рынок, она действует на доходы и так далее.
Есть вторая тенденция, которая становится базовой. И она опасна. Если мы продаём оружие какой-то арабской стране, а та начинает самопроизвольно торговать всем, чем хочет, ставить цены, которые хочет, то оружие попадает в руки агрессивных сил.
Например, мы продаём — не важно, нефть или энергию — кому хотим. Нефть не воюет и не стреляет. Но если кто-то продаёт оружие, которое потом появляется на внутреннем рынке — террористическом или племенном, используется для нанесения ущерба, в том числе той стране, которая это оружие произвела, — это плохо.
Ещё хуже, когда в эту игру начинают играть системы политических решений, как в США или, скажем, во Франции. Они обеспечивают оружием те деструктивные силы, которые выступают против существующих там политических режимов.
Это политические решения. И они подтверждаются теми вливаниями в снабжение этих сил оружием, которые производятся либо прямо из бюджета США, либо с помощью агентов. Они тоже решают задачи собственного обогащения за счёт продажи оружия или участия в боевых действиях. Они меняют политическую ситуацию в той стране, где террористы получили право выполнять задания поставщиков оружия. Это третья тенденция.
Вот на изменение этих тенденций и направлены наши поправки в МДТО. Именно эти поправки не хотят принимать США и ЕС. Получается всё та же бандитская игра: ООН не будет принимать решения, которые не одобрены США, поскольку эта организация практически финансируется США. Имеется полное подчинение Пан Ги Муна и секретариата ООН интересам Соединённых Штатов. Однако, поскольку эта страна уже не может одна полностью легализовать свою совершенно преступную внешнеполитическую деятельность, она втягивает в свою игру национальные элиты Франции, Англии, меньше — Германии. Эти элиты ничего не хотят, кроме как прижаться к сильному. Это касается и Украины со всякими там Бенилюксами, стран Варшавского договора, стран Прибалтики и так далее. США играют в консенсус и на этих бюрократических процедурах пытаются легитимизировать свою политику в этой области.
Кроме России, есть и ещё страны, например, Китай, который также заинтересован в том, чтобы до уровня нормы мирового права этот договор в его нынешнем виде не дошёл. Наша позиция в этом вопросе абсолютно правильна. Такой закон нужно принять, но он должен соответствовать не тому, что хочет США, а тому, что нужно миру.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.