5 сентября «на полях» форума G20 было подписано соглашение между «Газпромом» и CNPC о поставках российского газа в Китай. Договор вроде бы юридически обязывающий, в нём есть сроки, объёмы, уровень «бери-или-плати», но по-прежнему нет методики расчёта стоимости. А значит, строго говоря, вопрос с поставками остаётся нерешённым.
При этом в июле, если конечно доверять источникам «Ведомостей», «Газпром» планировал начать строительство газопровода «Сила Сибири» уже в ноябре, даже не имея на руках контракта с Китаем. Напомним, что, как неоднократно заявляли официальные представители «Газпрома», строительство новых экспортных трубопроводов всегда увязывается с наличием «железобетонных» контрактов на поставки, гарантирующих прокачку газа. Впрочем, уже 4 сентября стало известно, что компания всё же решила пока повременить со стройкой.
Есть ли логика в этой чехарде сменяющихся планов? В общем-то есть, и она достаточно прозрачная.
Напомним, что газопровод когда-то будет выглядеть вот так (схема с сайта «Газпрома», «Сила Сибири» — в красном цвете):
Но как минимум на ближайшие лет десять можно говорить фактически о двух независимых проектах:
1) разработка Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область) месторождений с продажей топлива в Китай (газ должен пересекать границу в Благовещенске);
2) разработка сахалинских месторождений газа, транспортировка топлива по уже готовой трубе «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и последующее сжижение во Владивостоке с продажей на азиатском рынке СПГ.
В такой схеме фактически «перемычка» между Благовещенском и Хабаровском на первых порах вообще будет не нужна. Восточносибирский газ может понадобиться только для более поздних этапов работы завода СПГ, когда сахалинские запасы несколько истощатся, а во Владивостоке будет запущена третья очередь завода по сжижению. (Кроме того, на самом Сахалине может быть построено ещё несколько производств СПГ).
Но переговоры с Китаем идут непросто. КНР вдобавок ко всему на днях подписала соглашение с Туркменией об увеличении объёмов поставок до 65 млрд кубометров в год (это на перспективу, пока годовые объёмы импорта — чуть больше 20 млрд кубометров).
Поэтому «Газпром» и намекает Китаю: не будете брать, продлим газопровод до побережья и будем сжижать все объёмы, в том числе якутского и иркутского газа. А потом продавать СПГ куда угодно: может, в тот же Китай, а может, в Южную Корею или Японию. Отсюда и все разговоры о скором строительстве «Силы Сибири».
Такая схема до недавнего времени описывала ситуацию. Но эту понятную картину внезапно путают сведения, опубликованные на днях в «Коммерсанте». По этим данным, первоочередным источником газа для Китая может стать именно сахалинский газ. В таком случае «ненужная» перемычка «Благовещенск — Хабаровск» должна быть построена в первую очередь и, соответственно, запущена в обратном направлении. Такая схема, если она действительно будет реализована, вызывает много вопросов.
Очевидно, что расположение сахалинских запасов является оптимальным для производства именно СПГ, что позволяет снизить зависимость от покупателя. В случае трубопроводных поставок в Китай газ с Сахалина фактически пойдёт в западном направлении. Более того, если в дальнейшем восточносибирский газ всё же дойдёт до восточных границ страны, то ситуация получается вообще парадоксальная.
Объяснений этому может быть несколько.
Во-первых, пока неясны объёмы сахалинских запасов. Весной «Газпром» предполагал найти на Южно-Киринском месторождении на Сахалине «второй Штокман», т.е. увеличить нынешние доказанные запасы месторождения (560 млрд) в несколько раз. Одновременно были анонсированы масштабные инвестиции (15 млрд рублей) в доразведку месторождения. Если газа на Сахалине действительно оказалось больше, чем планировалось, в таком случае перенаправление части газа с острова в Китай может быть оправданным.
Но и в этом случае запасы Чаянды и Ковыкты становятся ещё сильнее ориентированы на китайский рынок. Таким образом, новая конфигурация поставок, очевидно, в большей степени отвечает интересам Китая, и что-то должно быть предложено взамен.
Возможно, речь идёт только о ценовых преимуществах. Но не исключено и комплексное соглашение, затрагивающее различные сферы российско-китайского сотрудничества.
Ну и в третьих, не стоит забывать, что пока информация о новом маршруте для сахалинского газа это всего лишь «утечка», хотя и очень любопытная. О развитии событий мы будем информировать уважаемых читателей.
Прим. В. Зыкова. Даже теоретическая возможность поставок в Китай больших объёмов газа и любых других природных ресурсов России бросает Европу и США в дрожь, и делает более сговорчивыми. Так что этот фактор во всех поступках Газпрома и России тоже не второстепенный.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.