Первым, кто проснулся от этого сна, стал Марек Бутько, бывший первый секретарь польского посольства в Беларуси.
Первым, кто проснулся от этого сна, стал Марек Бутько, бывший первый секретарь польского посольства в Беларуси.
Интересно, в самой Польше хоть кто-нибудь понимает, какой «вклад» внесла Варшава для того, чтобы российские истребители появились у польских границ? Неужели никто не прогнозировал, что участие Польши в создании ЕвроПРО, размещение американских самолетов F-16 на ее территории, беспрецедентное наращивание собственной военной мощи вызовут ответные шаги со стороны Союзного государства Беларуси и России? И в Минске, и в Москве одновременно пришли к выводу о необходимости объединения интересов государств как в политической сфере, так и в сфере военной безопасности. Поэтому размещение российской авиационной воинской части в Беларуси является адекватным ответом на наращивание военной активности НАТО в Польше и странах Балтии, а также вполне закономерным шагом в рамках развития Единой региональной системы ПВО, соглашение о создании которой было подписано в феврале 2009 года.
ЕРС ПВО позволяет создать условия для повышения надежности охраны и защиты западных границ Союзного государства, а также качества контроля за соблюдением правил использования воздушного пространства Беларуси и России в регионе. Силы и средства ПВО будут применяться по единому замыслу и плану. Соглашение предусматривает также оснащать войска и силы ЕРС ПВО вооружением и военной техникой на основе единой военно-технической политики, вырабатывать единые требования к их боевой готовности и выучке, организации оперативной и боевой подготовки. В угрожаемый период и в военное время часть сил и средств ЕРС ПВО будет применяться в составе региональной группировки войск (сил) Беларуси и России.
На ЕРС ПВО возлагается несколько задач. Это не только контроль и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве, но и, в частности, применение соответствующих действий в отношении воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил. Возможно и пресечение таких полетов. Также среди задач системы – оказание помощи воздушным судам при возникновении форс-мажорных ситуаций. Соглашением предусматривается и совместная подготовка специалистов в вузах двух стран.
В настоящее время в состав ЕРС ПВО включены силы и средства противовоздушной обороны ВВС и войск ПВО Беларуси, противовоздушной обороны двух объединений ВВС России, а также часть сил и средств из состава Балтийского флота.
Однако на практике процесс функционирования ЕРС ПВО проходит не всегда так гладко, как хотелось бы. В частности, вывод из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси истребителей Су-27, выработавших свой летный ресурс, привел к определенному снижению эффективности решения задач по охране воздушных рубежей. В этих условиях были приняты решения, которые позволят не только компенсировать потери, но и повысить боевой потенциал ЕРС. Прежде всего, это начат процесс укомплектования ВВС и войск ПВО Беларуси новыми современными образцами вооружений и модернизация имеющихся. Кроме того, для несения боевого дежурства в воздушном пространстве будет привлечена истребительная авиация России.
В 2013 году эти планы получили новый импульс для реализации. В ходе апрельской встречи министров обороны России и Беларуси принято решение об усилении белорусской составляющей ЕРС ПВО. Оно подразумевает размещение в Беларуси российского истребительного авиационного полка. На первом этапе планируется постановка на боевое дежурство звена российских истребителей и создание авиационной комендатуры. Следующим шагом станет передислокация российской авиационной воинской части в Беларусь. Примечательно то, что на вооружении российского авиаполка будут стоять современные самолеты-истребители СУ-27СМЗ, которые являются современным авиационным ударным комплексом. Параллельно с этим, российская сторона передаст четыре дивизиона С-300 на льготных условиях.
Продолжается поставка на вооружение белорусских воинских частей ЗРК «Тор-М2». Две батареи уже пополнили парк вооружения и военной техники 120-й зрбр Западного оперативно-тактического командования. Третья батарея должна поступить до конца текущего года. Эти мероприятия, проводимые в рамках реализации совместной программы развития ЕРС ПВО, направлены на обеспечение надежной и гарантированной защиты границ Союзного государства в воздушном пространстве. Кроме того, все нюансы функционирования ЕРС ПВО в течение последнего времени отрабатывались на мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в том числе в ходе совместных маневров «Запад-2009» и «Щит Союза-2011», а также ежегодных учений «Боевое содружество». Это позволило достичь достаточно высокой оперативной совместимости всех входящих в группировку соединений и частей. Вопросы совместных действий в рамках ЕРС будут отработаны также на предстоящем учении «Запад-2013».
Уже сегодня, по оценкам многих экспертов, создание ЕРС ПВО увеличило общую эффективность противовоздушной обороны в регионе для Беларуси в 1,4-1,6 раза, а для России – в 1,7 раза. По отдельным показателям эффективности боевого управления войсками (силами) ПВО возросла на 25-27 процентов, боевая эффективность системы ПВО – на 33-35 процентов.
Следует отметить, что наблюдается сотрудничество и между предприятиями военно-промышленного комплексов двух стран, где есть серьезные достижения и успехи. На 2566-м заводе по ремонту радиоэлектронного вооружения (Борисов) освоены процессы модернизации и ремонта ЗРК С-300ПТ/ПС, «Бук» и «Оса-АКМ», ЗПРК «Тунгуска», широкой номенклатуры РЛС, наземного оборудования и комплексов управления. В составе российско-белорусской МФПГ «Оборонительные системы» завод выступает одним из ведущих исполнителей по модернизации ЗРК серии С-125М в вариант «Печора-2М» для поставок на экспорт, выполняет работы по модернизации систем ПВО по проектам НПП «Тетраэдр» и НИИСА.
Многие военные эксперты пытаются назвать ЕРС ПВО ответом на создание Пентагоном глобальной системы ПРО, и ЕвроПРО в частности. Но подобные сравнения не совсем корректны. Если основной функцией белорусско-российского проекта является защита воздушного пространства Беларуси и России, то американская система направлена, прежде всего, на нейтрализацию российского ядерного потенциала. Данный факт не может не вызывать политических конфронтации и не создавать военной напряженности в регионе.
Следует учитывать, что сама идея создания единой системы ПВО имеет большой потенциал и возможности к дальнейшему развитию. Понимая это, руководство России и ОДКБ на примере белорусско-российский ЕРС стремится создать подобные системы в Кавказском (с Арменией) и Центрально-Азиатском (с Казахстаном) регионах. При этом очевидны выгоды, приобретаемые государствами-членами ОДКБ. В случае создания глобальной системы ВКО значительно повышается эффективность контроля воздушного пространства и безопасности границ, причем с наименьшими затратами.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.