Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

О расстрелах, мороженом и расправах над наркодилерами. Трудности воплощения лозунгов - Евгений Супер

Источник: "ОДНАКО"

«Россию спасут только расстрелы», «вешать на фонарных столбах», «сбросить ядерную бомбу» — такие рецепты имеют большую популярность в обсуждениях к возмутившим читателей материалам. Кажется, пара атомных бомб, десяток плах и ведро патронов спасут мир, навсегда очистив его от лживых политиков, предателей и чубайсов.

Достаточно один раз изучить мнения активных комментаторов на различных интернет-площадках (да хоть бы и в бане или у соседского гаража), чтобы получить представление о рецепте всемирной гармонии: первым делом нужно расстрелять руководителя нанокорпорации, затем уволить всех чиновников, выгнать приезжих из Москвы, ввести войска на территорию бывших советских республик, сбросить бомбу на Вашингтон и запретить продавать нефть за границу. После всех этих нехитрых действий страна наконец-то заживёт по-человечески. Те политики, которые не понимают столь очевидных вещей, — либо тупицы, либо предатели. В любом случае им не место у руля.

Радикальные рецепты очень популярны у комментаторов. Можно подумать, что если бы страной руководили комментаторы, то мы бы жили в самом справедливом обществе на свете. Но комментаторов во власть то ли не пускают, то ли, попадая туда, они отчего-то теряют свою страсть и превращаются в обычных гладковыбритых чиновников. Почему так? Причин как минимум две. И я их сейчас проиллюстрирую примерами из жизни, с политикой никак не связанными.

Причина первая — всё сложно

Однажды один мой знакомый решил стать бизнесменом. Для этого у него было всё необходимое — страстное желание, небольшой стартовый капитал, высшее образование и несколько прочитанных книг из серии «100 шагов к успеху». Была и блестящая, по его мнению, идея — торговать мороженым. Да, вокруг было полно продавцов мороженого, но они, во-первых, не читали нужных книг, во-вторых, жадничали и завышали цены, в-третьих, видимо, просто не были способны к успешному ведению дел от рождения. Всё просто!

Человек даже относился к своим будущим конкурентам с некоторым пренебрежением — столько лет торгуют и до сих пор не сколотили настоящего капитала.

Неприятные подробности стали открываться сразу после того, как капитал был вложен в покупку ларя и первой партии мороженого. Оказалось, что поставщики, как дошло до дела, забыли про обещанные скидки и заломили баснословные цены. Самое ужасное, что повлиять на них не было никакой возможности. Оказалось, что торговля мороженым — это сезонный бизнес и даже тёплое лето для него не годится. Нужно экстремально жаркое лето. Затем выяснилось, что даже по высоким ценам купить продукцию у поставщиков не так уж и просто, ибо есть очередь и лучшие партии забирают крупные покупатели.

План по разорению тупых конкурентов рушился на глазах. Пришлось нашему бизнесмену брать кредит, чтобы хоть как-то продержаться в бизнесе, надеясь на его развитие. Однако, чем дальше, тем больше подробностей открывалось: контролирующие органы, налоги, рост ставок по кредиту, приход на местный рынок крупного игрока, обрушившего цены и т.д. Самое обидное, что об этих нюансах ни слова не было сказано в книге «100 шагов к успеху». А ведь ещё проявились факторы, которые и вовсе никто не мог предсказать.

Как-то незаметно для самого себя наш бизнесмен превратился в точную копию своих конкурентов. А когда он с ними на почве общих проблем сдружился, то под рюмочку они ему поведали, как в своё время, прочитав пару «умных книг», сами мечтали «нагнуть» весь мир. Но всё на первый взгляд простое оказалось сложным.

И ещё. Каждый такой бизнесмен после столкновения с реальностью уныло признаёт, что «знал бы он заранее, во что лезет, ни за что не ввязался бы в это дело». Но что, если бы кто-то опытный попытался вразумить такого человека в самом начале пути? Обычно ослеплённый блеском простых решений не прислушивается к чужим советам.

А ведь управлять государством куда как сложнее, чем лотком с мороженым. Хотя бы в силу несравнимо большего количества факторов, которые приходится учитывать. Приходится балансировать, искать компромиссы, выстраивать сложные схемы, рисковать, но очень осторожно, чтобы всё выстроенное разом не рухнуло от одного неверного движения. А ещё бывает, строишь-строишь, а потом — бац, и мировой финансовый кризис, обвал бирж, падение цен на ресурсы и войны. И приходится строить сначала, но с удвоенной осторожностью.

Определённо, продавать эскимо проще, чем руководить страной. Но есть ещё одно важное отличие продавца мороженого от политика. К продавцу мороженого может подойти покупатель и возмутиться тем, что он продаёт пломбир в стаканчиках слишком дорого. Тогда продавец может либо сослаться на высокие закупочные цены, либо просто ответить: «Не хочешь — не покупай».

Политику сложнее. Многих мотивов своих решений он объяснить не может (не значит, что не хочет). И отмахнуться от настойчивых вопросов тоже. Приходится непопулярные меры в общественном сознании компенсировать популистскими решениями. Хотя на деле может оказаться, что мера непопулярная — эффективна и для общества полезна, а популистская — бестолковая. В таком случае часть общества продолжает ругать политика за меры непопулярные, а часть разносит в пух и прах за популистские.

Всё это я говорю вовсе не для того, чтобы защитить людей, принимающих важные государственные решения. Я говорю это для того, чтобы стало понятно — простые решения в сложных системах работают только тогда, когда они в полной мере учитывают всю совокупность факторов. И то — не всегда этого достаточно.

Поэтому лозунги вроде «всех расстрелять» остаются лишь лозунгами в силу своей практической неэффективности. Прежде чем ставить людей к стенке, нужно ответить на вопросы: «кого именно?», «за что?», «когда?», «кто будет стрелять?», «где взять столько патронов?», «кто будет закапывать?», «кто встанет на место расстрелянных?», «что скажут их дети?» и т.д. и т.п. Однако есть и ещё одна важная причина несостоятельности простых, но кровожадных решений.

Причина вторая — чувство справедливости

Обычно призывающие к спасительным чисткам апеллируют к справедливости. Дескать, это не они такие кровожадные, это обычная человеческая справедливость требует покарать негодяев. Однако оказывается, что справедливость иногда требует нечто иное.

Продемонстрирую на втором примере, тоже не связанном с политикой.

Все мы не любим наркоторговцев. Все мы недовольны уровнем борьбы государства с ними. Многие из нас часто призывают к ужесточению наказаний за наркоторговлю, и типичный комментарий к новости о поимке торговца дурью выглядит так:

«Какой суд? Стрелять их нужно на месте! Вон в Китае на стадионах расстреливают и никого не стесняются. А лучше вообще отдавать в руки родителей тех детей, которым он свои наркотики продаёт. Да я сам бы его на месте прибил. Что толку вызывать полицию, если он или их подкупит, или суд, а потом выйдет на свободу! Общество должно само выдавить эту заразу!»

Уверен, что сейчас большинство читателей легко подпишется под вышесказанным. Справедливо же?

Так вот. Недавно  мне на глаза попался любопытный ролик. Группа мужчин в Москве поймала предположительно торговца спайсом, привела в гараж и решила проучить. Не так уж, чтобы сильно, больше на словах, хотя голову ему битой разбили, водой облили и несколько раз пнули, обзывая всякими нехорошими прилагательными.

Я это видео смотрел с тяжёлым чувством. В основном из-за предвкушения волны одобрительных комментариев под ним. Каково же было моё удивление, когда я их почти не обнаружил. Напротив, солидарное мнение зрителей оказалось таким:

«Конечно, нужно наказывать таких продавцов. Но не так же дико! Накинулись толпой на одного! Так нельзя! В таких случаях лучше полицию вызывать и сдавать его. А битой зачем по голове били? Средневековье какое-то…»

Отмечу, что это не какие-то особенные комментаторы — это ровно те же люди, которые вчера призывали вешать каждого второго на фонарных столбах. И они были искренне уверены в своей правоте. До тех пор, пока не увидели сцену расправы своими глазами.

Расправа, ещё раз отмечу, была хоть и мерзкая на вид, но не запредельная. И комментаторы наблюдали её не вживую, а на мониторе. Однако этого хватило, чтобы позабыть о своих же собственных призывах к самосуду и свалить ответственность на полицию.

Я это к тому, что убийство даже негодяя и преступника — это только на клавиатуре легко и просто. Даже во имя справедливости. Тем более что у справедливости, как видно, тоже есть свои нюансы. В вышеуказанном случае, например, справедливость наказания наркоторговца уступила по силе справедливости не обижать беззащитного и не глумиться над его положением.

...Поэтому, когда я встречаю очередной призыв «всех повесить», мне хочется дать призывающему кусок мыла, верёвку и подтолкнуть в спину: «Иди, вешай. Чего робеешь? Общество на твоей стороне».

И никто никуда не идет. 

P.S. Стоит добавить, однако: на то и государство, чтобы быть способным сделать то, чего не может сделать отдельный человек — то есть воплощать лозунги в конкретику. И «сложность реальной  жизни» никак не является для управляющей элиты уважительным основанием, чтобы этого не делать. В противном случае целесообразность элиты, получающей сверхзарплату и не способной на сверхработу — перестает быть очевидной.

...Кстати, от длительного злостного невоплощения лозунги перестают работать вообще. Даже в качестве пиара.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.