Уж и не говорю о том, что то же самое разделение труда начисто перечёркивает какие бы то ни было идеи отдельной жизни индивидуумов и показывает, что общество несводимо к сумме отдельных личностей и даже попарных взаимодействий между личностями. То есть никакое либертарианство — учение о благотворности неограниченной экономической свободы личности — не может улучшить нашу жизнь — может только ухудшать. Но это отдельная тема.
Итак, империя — дело, помимо всего прочего, экономически выгодное. Соответственно, нам надо пользоваться всеми доступными средствами для сохранения уже существующих империй — в том числе и нашей собственной. Поэтому любое действие, позволяющее представить части нашей единой страны, как отдельные государства, представляется мне вредным для нас самих. Чем скорее мы сможем воссоединить нашу страну в более-менее прежнем виде — тем лучше. А такие деяния, как организация въезда граждан стран СНГ по заграничным паспортам, помогают поддержать иллюзию отдельности наших республик и тем самым приводят к отсрочке грядущего воссоединения.
Понимаю, что очень хочется пригрозить, скажем, Украине тем, что невхож-дение в Таможенный Союз обернётся большими неприятностями для граждан республики. Но, насколько я могу судить, нынешние руководители Украины заботятся и беспокоятся о чём угодно, только не о благе рядовых граждан республики. В частности, потому, что давно научились манипулировать выборами так, как и не снилось сочинителям белоленточных легенд в Российской Федерации — просто вбросом перед выборами 2–3 тем, сосредоточивающих на себе всё внимание избирателей и отвлекающих от множества других вопросов.
Понимаю, что очень хочется ограничить поток никем не контролируемых гастарбайтеров и перевозчиков наркотиков откуда-нибудь из Таджикистана или Киргизии. Но выправить заграничный паспорт не так уж сложно. Уж по крайней мере наркомафиози без малейшего труда оформят загранпаспорта для тех, кого нанимают перевозить наркотики. В конце концов, на этом рынке потребитель такой, что вынужден оплачивать все расходы продавцов.
Итак, предложенная мера вряд ли поможет в достижении действительно полезных целей. Зато может изрядно подорвать чувство единства нашей страны.
Знаю, что выросло уже целое поколение людей, не помнящих об этом единстве. Но, между прочим, на Украине в своё время добрый десяток поколений прожил вдали от остальной России — и это совершенно не помешало нескольким гетманам, включая знаменитого Богдана (во крещении — Зиновия) Михайловича Хмельницкого, в своих прошениях о переходе из-под польской короны под русскую писать одно и то же: «Мы народа русского и веры православной».
Я вовсе не склонен идти на поводу у нынешних Иванов, родства не помнящих — вроде тех, кто лоббирует укрепление изоляции Российской Федерации от других республик для того, например, чтобы можно было собирать экспорт-ные пошлины с поставок нефти туда. Ибо никакие экспортные пошлины не заменят тех самых выгод от разделения труда, о которых я уже говорил. Соответственно, те, кто пытается оправдать наше разделение любыми экономическими соображениями, доказывают только, что экономики они тоже не знают.
Что же касается предложений о проезде по загранпаспортам ради защиты граждан Российской Федерации от чего бы то ни было, то эти предложения, как мне кажется, относятся к обширной категории дел, о которых Хенри Луис Августович Менкен сказал: «Каждая сложная проблема имеет простое, очевидное, удобопонимаемое, легкоосуществимое неверное решение». Нам не загранпаспорта вводить нужно, а единство нашей страны возрождать. А по загранпаспортам к нам пусть сочинители и рекламисты «списка Магнитского» ездят.