Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Общение президента с народом. Это был сеанс психотерапии - Михаил Леонтьев

Источник: "ОДНАКО"

Ожидать от традиционной «прямой президентской линии» сенсаций, открытий, парадоксов – довольно странно. Она, в общем-то, сделана для общения с народом, причём в максимально народных форматах, т.е. и тематика, и стилистика определяются пониманием президента вот этой широкой отечественной аудиторией, и нет оснований полагать, что это понимание неверное. Это даже вопрос скорее политического инстинкта и политического опыта, а также профессионализма организаторов.

Что можно сказать. Во-первых, эти вопросы по структуре в большинстве своем пропорционально отражают интерес всей аудитории. Т.е. если взять всю совокупность вопросов и статистически их обработать, я думаю, что погрешность с точки зрения самих этих вопросов была бы минимальной. Любой человек, который пытался заниматься массовой, публичной, народной политикой, понимает, что проблемы ЖКХ, роста цен, проблемы общения с чиновниками, организациями и структурами местного управления больше всего волнуют людей. Плюс, традиционная русская тема -- «доколе». Доколе все что угодно. Что достало, то и доколе. А достало, как известно, очень многое, и это ни для кого не секрет. Это архетипические вопросы.

Опять же известный способ реакции на проблему – это выбор конкретного человека, которому оказывается конкретная помощь, либо сразу напрямую, как с детской площадкой, либо косвенно, т.е. через постановку вопроса на какой-то контроль и т.д. В конце концов, это вопросы не правовые, а управленческие, а управленческие модели имеют у нас, безусловно, прецедентный характер. Публично и красиво решаются проблемы одного человека, которые, как правило, не являются уникальными, но президент дает ход решению остальных подобных задач. В общем, состоялась достаточно банальная, но абсолютно приемлемая и нормальная форма общения со страной. Конечно, это не единственная форма, есть другие -- более традиционные, более протокольные.

Что отличает нынешний эфир? Мне кажется, что жанр, который был принят сегодня, не совсем типичный. Президент отвечал на очень жесткие вопросы. Давал мягкие ответы на жесткие вопросы. То есть вопросы не то что не цензурировались, а наоборот, отбирались вопросы наиболее типически резкие. На самом деле, если представить себе, что внесистемная оппозиция составляла бы всю аудиторию и задавала бы вопросы, я думаю, никаких других особенно каверзных и жестких вопросов, они бы и не задали. Они бы использовали по своему обычаю более хамские формы, принятые в этой среде, но содержательно вопросы не отличались бы. Иных придумать невозможно. Ну, можно было бы лишний раз спросить про Ходорковского, про «узников 6 мая», но и так спросили про Pussy Riot, про Навального и т.д. Остался только невостребованный Ходорковский, очевидно, редкий случай, когда про него забыли.

Ответы президента были крайне успокаивающие, такие релаксические, я бы сказал. Президент пытался охолонить и релаксировать типичные народные реакции на всякого рода недовольства всех видов. В принципе это был сеанс психотерапии, не знаю, удался он или нет -- жизнь покажет, но, на мой взгляд, это была именно некая попытка психотерапии.

Типа: А когда там посадят Пупкина-Тютькина?

Ответ: Когда надо тогда и посадят, но только тогда, когда будет доказана вина.

Ярким проявлением того, что это было общение именно с самым широким слоем сограждан, было малое количество вопросов по внешней политике. Практически вопрос про внешнюю политику был протрактован как вопрос про ментальность, грубо говоря. Был один единственный вопрос об отношениях с Америкой. Гораздо больше было социально-бытовых, социально-экономических, социально-политических (с упором на социальное) вопросов.

Заметьте, президент не усложнял, не ссылался на детали, как это принято на пресс-конференциях, которые адресованы другому кругу людей. Он, наоборот, объяснял и упрощал. Можно поспорить с огромным количеством всяких мелких нюансов, но не в этом суть. Президент, особенно по техническим вопросам, вообще не обязан быть прав все время, какими-то вопросами он владел явно, а какими-то не очень, оговаривался и ошибался. Это говорит о том, что основной пласт вопросов, безусловно, не был подготовлен. Это было видно. Поэтому как всякий нормальный человек он путал названия марки вооружений. Общение было в значительной степени свободным.

Президент был расслаблен и пытался расслабить своих сограждан.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.