В середине мая заработает администрация Северного морского пути. Центральный офис этого федерального казённого учреждения
В середине мая заработает администрация Северного морского пути. Центральный офис этого федерального казённого учреждения
Интерес к Арктике растёт на фоне невиданного таяния арктического льда. В прошлом году в Баренцевом море льды не встречались до 83 параллели, а температура воды
Это не локальная аномалия, а системный процесс. Зафиксированный спутниками ледяной панцирь образца 2012 года выглядит
При этом, технически говоря, существует два морских пути через Северный Ледовитый океан:
Наш СМП выгоден для связи Европы с Азией: от северных европейских до северных азиатских портов суда идут заметно быстрее, чем через Суэц, а затраты на топливо
А вот Америке этот путь менее интересен в принципе. Для американцев гораздо важнее Северо-западный проход (Northwestern Passage), который пролегает через полярные территории Канады и выводит корабли от восточного побережья США к Берингову проливу. На сегодняшний день конфигурация льдов в NWP такова, что путь через него займёт больше времени, чем через СМП. Однако
У NWP есть ряд существенных недостатков: он гораздо более криволинейный, поскольку пролегает вблизи множества островов. Он сильнее закрыт льдами и доступен лишь в короткое окно позднего лета. Из-за опасности сесть на мель он предъявляет повышенные требования к лоцманам. Помимо этого, от частого активного маневрирования нагрузки на корпус судов возрастают. Но всё это меркнет перед перспективами молниеносной по морским меркам скорости доставки грузов. Учитывая, что 70% грузооборота США идёт через Панамский канал, можно представить себе выигрыш от открытия NWP для продолжительной навигации.
Американские учёные
Также непростая обстановка сложилась с судами. Для проекта завода СПГ на Ямале потребуется флот из 12-16 танкеров, а ледокольный флот России устарел и ожидает списания в 2015-2017 годах. Поэтому для сопровождения танкеров потребуется построить ещё и новые ледоколы. С учётом изменений климата, их класс может быть несколько легче, чем у знаменитых атомных тяжеловесов серии «Арктика», но всё равно это очень крупные инвестиции и несколько лет ожидания каждого судна.
С другой стороны, когда завод на Ямале заработает в полную силу, он
Сейчас речь идёт о создании правильного задела, т.к. до полного открытия СМП по разным
Впрочем, на всё это у нас есть время. Основному сопернику в Арктике, США, не до нас, у них не
Сейчас в отношениях двух стран действует негласная политика «согласия с несогласием», когда обе страны считают NWP своей собственностью и закрывают глаза на недовольство друг друга. Точнее, Америка признаёт NWP международным объектом, открытым для использования кем угодно – хотя понятно, кому он по-настоящему нужен. Эта ситуация может длиться лишь пока NWP скован льдами. Как только он освободится, Канада, обычно бредущая в кильватере американской политики, не упустит редкий шанс забрать ключевой для США проход и выторговать себе за него что-нибудь очень ценное.
С другой стороны, эта политика ограждает Арктику от вмешательства совершенно посторонних государств, поскольку после ратификации Конвенции дно Центральной Арктики стало бы зоной «общего наследия человечества». Добыча ископаемых в ней разрешена каждому, с условием внесения комиссии в ООН. Пока же Америка не ограничивает свои морские границы 200-мильными рамками Конвенции, четыре других обладателя шельфа также не спешат это сделать.
Это порождает обилие арктических территориальных претензий. В частности, Россия претендует на обладание шельфом хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, которые считает продолжением своих материковых структур. После очередного отказа международного комитета работа над этим не прекратилась, и в этом году ожидается следующая российская заявка, подкреплённая ещё большим научным обоснованием. Заявка России оспаривается Канадой, Данией и Норвегией, однако помимо научного и юридического аспекта здесь есть ещё один, не менее важный.
В случае с большими пустынными пространствами, к которым относится и Арктика, крайне важно физическое присутствие в регионе. Насколько оно сильно, настолько сильна будет и юридическая позиция, особенно с учётом того, как быстро международное право в последние годы уступает праву силы.
А для того, чтобы расширить своё присутствие в Арктике, невозможно придумать ничего лучше, чем полновесная функционирующая торговая магистраль с развитой инфраструктурой под российским контролем. Для этой задачи и создаётся администрация СМП. Её функции недвусмысленны:
· выдача разрешений на проход судов;
· согласование гидрографических и иных работ в акватории СМП;
· комплексный мониторинг обстановки на СМП;
· управление поисково-спасательными мероприятиями;
· информационное сопровождение судов.
Администрация будет следить за тем, чтобы все суда на СМП были технически приспособлены к плаваниям в высоких широтах. Это означает право высаживать российскую инспекционную команду на любое судно, которое заявляет о намерении пройти СМП.
Также администрация будет контролировать наличие у судоперевозчика страховки, способной покрыть убытки от возможной аварии и разлива нефтепродуктов. Понятно, что в Арктике разлив нефти причинил бы невероятный ущерб. На уровне ООН этот регион относится к категории «постоянно покрытых льдами» и потому обладает крайне ограниченной способностью восстановления. К тому же у России довольно много заповедников вдоль линии побережья Северного ледовитого океана.
Поскольку даже летом отдельные льдины и ледяные поля встречаются на протяжении всего СМП, судам будет предоставляться ледокольное сопровождение на обязательной основе. Размер платы за проводку судна в акватории СМП определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Ну и самое важное: учреждённая администрация – это орган управления некоей территорией, обозначенной как «акватория СМП». С востока она
А вот что касается севера, то здесь ограничение подконтрольной нам территории, очевидно, стремится вернуться от навязанной убогой кривой линии к гордому, всем знакомому по старым картам треугольнику с Северным полюсом в навершии:
На этой карте обозначена российская заявка на хребет Ломоносова и его ресурсы, то есть на дно Северного ледовитого океана. Пока она находится в стадии согласования в ООН и встречает там
Россия в кои-то веки имеет роскошную возможность играть на упреждение, и, что ещё отраднее, не упускает её. Юридически Северный морской путь теперь однозначно и законодательно проименован «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике». То есть Россия на бумаге уже приватизировала одну из самых перспективных судоходных артерий XXI века целиком, и никаких попыток пройти СМП без российского контроля быть не может, сколько бы льды не таяли.
Теперь дело за тем, чтобы неустанно подкреплять бумагу всё более насыщенным физическим присутствием в регионе. Развивать города, налаживать связь, возрождать инфраструктуру, работать над экологической безопасностью. Контролировать обстановку, изучать регион, делать прогнозы и вообще жить там и защищать свои интересы. Для этого создаётся военная сила,
Когда говорится о том, что этот путь “исторически сложился” и поэтому принадлежит России, не стоит забывать и о том, что уже во времена Ивана IV Грозного формальное перечисление земель в титуле Московских государей оканчивалось уникальным пассажем «…и владыка Северной стороны».
Обладание Россией одной из сторон компаса – это тоже исторически сложившаяся данность, сообразная масштабу страны и не подверженная времени.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.