Плавучими установками по приему и регазификации (т.е. переводу из сжиженного в газообразное состояние) СПГ уже никого не удивишь. Таких установок в настоящее время используется 14. Такой подход к своим терминалам по приему СПГ планируют использовать
Плавучими установками по приему и регазификации (т.е. переводу из сжиженного в газообразное состояние) СПГ уже никого не удивишь. Таких установок в настоящее время используется 14. Такой подход к своим терминалам по приему СПГ планируют использовать
На очереди новая «мода» -- на плавучие заводы по сжижению газа (FLNG). Разница между плавучей установкой по разжижению и плавучим заводом по сжижению – колоссальна. В первую очередь потому, что сжижение газа значительно сложнее, чем обратный процесс. Поэтому, если плавучий терминал по приему СПГ это, грубо говоря, СПГ-танкер с установленной на борту установкой по регазификации плюс подводный газопровод до берега, то плавучий завод по сжижению – это огромная плавучая платформа, на которой размещается сам завод, лишь немногим отличающейся от того, что мог бы быть построен на суше.
Разумеется, стоимость строительства плавучего завода СПГ выше: фактически это цена «сухопутного завода», плюс цена огромной платформы, размером как минимум с авианосец, плюс плата за компактность размещения. Почему же это оказывается выгодно?
С истощением традиционных месторождений нефти и газа всё большее значение приобретают трунодоступные запасы. Среди них – морские месторождения. Традиционно газ с таких месторождений направлялся по подводному трубопроводу на берег, где он сжижается или попадает в трубопроводную систему страны. Но чем дальше новые месторождения становятся от берега (а также чем глубже уровень океана в районе газовых запасов), тем выгоднее становится отказ от транспортировки на берег в пользу плавучего завода по сжижению. Месторождения, которые уже сейчас планируется разрабатывать подобным способом, находятся примерно в 200 км от берега. Есть и другие плюсы. Например, подобный завод можно перебазировать с одного месторождения на другое по мере исчерпания. А малотоннажные плавучие заводы позволят разрабатывать небольшие морские месторождения, где традиционная доставка газа на берег вообще никогда не стала бы рентабельной. Впрочем, пока всё это планы.
Ни одного работающего плавучего СПГ-завода пока нет, хотя строительство «пионера» для Shell уже идет. Несколько лет назад Shell анонсировала свой первый (и единственный в мире) проект по созданию плавучего завода по сжижению газа для австралийского морского месторождения Prelude. Тогда казалось, что все участники рынка намерены дождаться реализации проекта и только после этого принять решение о возможном повторении технологии.
Но сейчас становится понятно, что интерес к новому подходу растет значительно быстрей, чем ожидалось. О готовности построить подобный завод для своего оффшорного месторождения уже
Еще несколько проектов находятся на стадии рассмотрения. В частности, таким образом планируется транспортировать газ с израильского месторождения Tamar. Правда, сейчас судьба газового экспорта с месторождения под вопросом. Этот СПГ, кстати, планировал покупать «Газпром» для перепродажи на азиатский рынок. Но уже после подписания соглашения, руководство Израиля запретило экспорт с месторождения Tamar, чтобы сохранить его для внутреннего рынка.
Но и без израильских запасов у России у самой есть где применить подобную технологию. В первую очередь это Штокмановское месторождение, разработка которого откладывается уже многие годы не в последнюю очередь из-за дороговизны подводного газопровода от месторождения на сушу – ведь месторождение находится в 600 км от Мурманска! Это в три раза дальше от берега, чем австралийское и малазийское месторождения, для которых сейчас готовятся плавучие заводы.
На очереди – многочисленные месторождения арктического шельфа, которые, как считается, преимущественно газовые. Собственно, «Совкомфлот» уже
В то же время тут у России появляется окно возможностей. За последние годы наши компании по различным причинам отстали во многих технологиях добычи и переработки нефтегазового топлива. Сейчас, чтобы получить доступ к подобным технологиям, им приходится создавать совместные предприятия с западными крупными нефтегазовыми корпорациями, вероятно -- в чём-то уступая. Но другого пути уже нет. Ясно, что, начав разрабатывать уже сделанное на Западе «с нуля», мы еще больше увеличим отставание.
В случае же плавучих СПГ-заводов технология только зарождается, поэтому она будет совершенствоваться, приспосабливаться под различные климатические условия, будет варьироваться мощность таких заводов. Ставить знак равенства между «плавучим заводом» и «сухопутным заводом на плавучей платформе» было бы неверным, хоть идея и заключается именно в этом. И если российские компании начнут сотрудничество в области плавучих СПГ-заводов с компаниями иностранными, то здесь у них появляется шанс оказаться не младшими партнерами (если говорить не о запасах, а о технологическом заделе), а в той или иной степени равными.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.