Тема «китайской угрозы» для России и её неожиданной популярности в отечественных информационных источниках -- крайне актуальна. О работе американского исследователя Шона Мирски, посвященной морской блокаде Китая — на нашем сайте на днях
Тема «китайской угрозы» для России и её неожиданной популярности в отечественных информационных источниках -- крайне актуальна. О работе американского исследователя Шона Мирски, посвященной морской блокаде Китая — на нашем сайте на днях
Он даёт ответы на некоторые вопросы, которые касаются источника столь популярной в СМИ темы. В частности -- отвечает на вопрос о том, кто и почему будет главным «выгодоприобретателем» от возможного охлаждения российско-китайских отношений, которое может произойти под влиянием запугивания наших сограждан «агрессивным Китаем».
Итак, исследование интересно самим фактом серьёзного изучения возможности морской блокады Китая со стороны Соединённых Штатов. Но это, в конце концов, предсказуемо — Китай растёт и сильнее других стран угрожает единоличному американскому доминированию в мире. С этим американцам надо что-то делать. Собственно, и сам Шон Мирски говорит, что морская блокада позволит разрушить китайский экономический потенциал, поскольку Китай критически зависим от морских перевозок во внешней торговле, а также в поступлении сырья. Гораздо интересней выглядят некоторые выводы исследования, которые относятся к необходимым для успешной блокады Китая мерам. Эти меры имеют некоторое отношение к нам.
Ключевым фактором успеха подобных действий Мирски считает привлечение России к блокаде Китая: «...в истории блокада Китая никогда не удавалась без молчаливого согласия русских». Он признаёт, что без участия России проект блокады КНР оказывается технически неосуществимым по объективным причинам.
Во-первых, на другие маршруты движения сырья и товаров — США могут оказать воздействие. Это может быть и политическое давление на транзитные страны, и военные удары. Например, Мирски рассматривает нанесение ударов по объектам транспортной инфраструктуры тех стран, которые Китай в настоящее время старается использовать как альтернативу морским перевозкам. Отмечается, что КНР понимает свою уязвимость для морской блокады и вкладывает крупные инвестиции в сухопутные маршруты доступа к Индийскому океану в обход проливов.
«Военное принуждение» в отношении России Мирски считает невозможным по причине нашего оборонного потенциала. То есть, не было бы потенциала — говорили бы о бомбёжках не только Мьянмы, но и нас. А так — надо искать другие методы.
Во-вторых, Россия сможет компенсировать для Китая блокаду на других направлениях: «...например, Китай может попытаться переложить всю свою международную торговлю на российское направление, и даже если в Москве будут склонны поддержать Соединенные Штаты, они будут не в состоянии это сделать, когда столкнутся со значительным давлением со стороны своего бизнес-сообщества». Читай: выгода от такой торговли будет перекрывать любые выгоды от поддержки американцев. Кроме этого, Россия и Казахстан смогут покрыть значительную часть потребности Китая в энергоносителях, что также лишит блокаду всякого смысла: «...Россия, с одной стороны, будет надеждой Китая на преодоление американской блокады, с другой стороны, она также будет для Соединенных Штатов ключом к закрытию транзитного маршрута через Центральную Азию и предотвращения поставок Китаю нефти».
Исходя из этого, успех блокады зависит от создания американцами антикитайской коалиции путём привлечения в неё сопредельных стран, в первую очередь России, Индии и Японии. И если Японию планируется без зазрения совести использовать в качестве «пушечного мяса», то от России и Индии прямого военного участия, слава Богу, пока не требуют: «...Ни России, ни Индии не придется участвовать в американской военной операции, но они должны будут молчаливо поддержать американские действия путём национальных эмбарго против Китая».
Сейчас «молчаливую поддержку» Россией таких действий США Мирски справедливо считает невероятным и даже фантастическим сценарием. Однако если такая необходимость есть, значит, работать над её осуществлением надо — американцы больше склонны работать над изменением реальности в своих интересах, чем «ждать милости от природы». И Мирски вполне откровенно говорит о том, что может изменить ситуацию от фантастической, до возможной.
Он считает, что российские страхи перед Китаем могут помочь в этом: «Возможность согласия России на действия США против Китая может показаться эфемерной. Тем не менее, русские военные чиновники часто выражают озабоченность по поводу роста Китая и его посягательств на Дальний Восток. Давление китайским ростом может стать стимулом для российско-американского примирения в будущем, так как русские лидеры могут решить, что растущий на границах Китай представляет собой большую опасность, чем проблемные, но далёкие Соединенные Штаты».
Возникает вопрос: будут ли американцы полагаться на то, что «кривая сама вывезет» и русские лидеры в обнимку с военными чиновниками дружно изменят российскую политику в нужном американцам направлении, или готовы повлиять на ситуацию? Ответ легко находится в том же тексте: «Соединенные штаты должны сконцентрироваться на победе в битве за восприятие Китая (как врага — А. Г.) тремя соседними странами — Россией, Индией и Японией». То есть работа должна вестись с общественным мнением наших стран. И что-то подсказывает, что «битва за восприятие» уже ведётся. Уж больно много появляется «натянутых на глобус» фактов и подозрительно настойчивых публикаций.
...Ну что же: растущий Китай действительно к нам ближе, чем далёкие американцы. Возможно, поэтому мы укрепляем военное сотрудничество с Китаем, а не с США. Ну в самом деле, должно ли нас интересовать американское доминирование и сомнительные выгоды от «дружбы» с ними? Последствия американского доминирования ещё никому не приносили пользы, кроме самих американцев. Нас должно интересовать собственное доминирование и собственный рост, а не попытки «далёких и проблемных» американцев остаться господствующей силой там, где они никому не нужны.
P.S. Виктора Мараховского
К сказанному коллегой хотелось бы добавить одну реплику. Не только наше массовое сознание обрабатывается в рамках "решения китайского вопроса": собственно китайское тоже. Если кто смотрел второй фильм про Кун-Фу Панду, то вспомнит: там сюжет выстроен вокруг отрицательного персонажа на императорском троне Поднебесной, который хочет прервать благословенную изолированность страны и отправиться завоёвывать чужие земли. Положительные же герои -- занимаются фактически тем, что громят военно-морской флот (!) своей Родины. Чтоб не прерывать тиши, глади и даосской благодати.
С учётом природной склонности китайской цивилизации к закукливанию в себе -- деятели из Голливуда знают, на что давить. Кстати, американские крупнобюджетные фильмы рубежа1980-90-х о России давили на вполне органичное русское "только б не было войны". В итоге мы этих войн получили много и везде.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.