Сейчас, однако, мы не только разрабатываем новые технологии, но и захватываем с их помощью огромные рынки. Наши вертолёты — которые, кстати, куда как более высокотехнологичны, чем автомобили — с каждым годом всё плотнее оккупируют Латинскую Америку.
Любопытно, что закрепиться в Южной Америке не удалось в своё время даже Советскому Союзу. Во времена Хрущёва и Брежнева мы помогали военной техникой Кубе, Перу и Никарагуа, однако хоть мы и поставляли наше оружие с огромными скидками (а иногда и бесплатно), наладить сотрудничество с крупнейшими странами континента — такими как Бразилия — СССР так и не смог:
http://topwar.ru/15083-rossiyskie-vooruzheniya-dlya-latinskoy-ameriki.html
В девяностых годах, после распада Советского Союза, и так небольшие объёмы продаж просели ещё сильнее. В то потерянное десятилетие Россия практически не имела возможностей продвигать свои интересы за рубежом.
Новый шанс мы получили в начале двухтысячных годов — после ссоры президента Венесуэлы Уго Чавеса с Соединёнными Штатами. Венесуэла начала закупать российское оружие.
Прошло всего лишь несколько лет, и нашу технику начали закупать две самые крупные страны континента — Бразилия и Аргентина. При этом, что важно, речь не идёт исключительно о военных моделях.
Например, в 2010 году вертолёты Ми-171А1 (производятся в Улан-Удэ) выиграли объявленный бразильской нефтяной компанией тендер на поставку вертолётов для работ в бассейне реки Амазонки:
http://www.aex.ru/news/2010/12/6/80720/
А в прошлом году бразильская же компания закупила у «Ростеха» на пробу вертолёт Ка-32А11ВС:
http://www.poletim.net/news/helipark-taxi-aereo-poluchila-rossijjskijj-ka32a11
Если всё пойдёт по плану, вертолёты этой модели будут работать в Бразилии как аэротакси.
Венесуэла купила у нас за последние годы более 56 вертолётов разных моделей, включая ударные Ми35М2:
http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2011/0524/09598280/detail.shtml
Отмечу, что стоимость одного такого вертолёта (с запчастями и обслуживанием) превышает 40 миллионов долларов. Например, Соединённые Штаты недавно приобрели у нас для карательных операций в Афганистане 21 вертолёт на общую сумму в 900 миллионов долларов:
http://lenta.ru/news/2012/05/17/mi17v5/
Группа испытывающих боль за родную промышленность американских сенаторов потребовала было прекратить закупки вертолётов у России, однако Госдеп США не счёл возможным отказаться от нашей техники.
Справедливости ради отмечу, что США как клиент для нас не слишком перспективны — местные производители вертолётов слишком плотно дружат с принимающими решение о закупках военными, чтобы пустить нас на этот рынок иначе как в виде временного исключения.
Поэтому Южная Америка — хоть она и менее богата — нам гораздо интереснее, чем Северная. Цитирую из интервью с представителем «Ростеха», Сергеем Гореславским:
http://www.gazeta.ru/business/2013/01/31/4948445.shtml
Один из значимых проектов – сотрудничество «ВСМПО-Ависма» с Бразилией. Корпорация на 100% закрывает потребности крупнейшей бразильской авиастроительной компании Embraer в титане и титановой продукции…
В декабре мы вместе с одной из крупнейших военно-промышленных групп Бразилии – компанией Odebrecht Defensa e Technologia – начали проработку совместного проекта по возможной организации сборочного производства вертолетов марки «Ми».
Сборочное производство вертолётов экономически оправдано, когда речь идёт о сборке стартовой партии минимум в 50 машин. Это миллиарды долларов… сумма, сравнимая со стоимостью нескольких современных автозаводов.
Бразилия — одна из крупнейших стран мира с населением в 190 миллионов человек — нуждается в гораздо большем количестве вертолётов, чем 50 штук. Бразилия уже сейчас активнейшим образом покупает наши вертолёты, при этом не экономит, а требует от нас самые новые модели:
http://www.rg.ru/2012/12/14/ka-62-anons.html
Как видите, дела с вертолётами обстоят великолепно. Мы не только производим вертолёты у себя, но и открываем на территории других стран сборочные производства и центры по обслуживанию – именно такой стратегии автоконцерны придерживаются на нашем внутреннем рынке. Как в случае с теми же АвтоВАЗом и «Рено», тут речь идет об обмене технологиями, только схема выглядит наоборот: технологическим донором в вертолетной сфере являемся мы, а принимающая сторона – рынком сбыта.
http://www.aviaport.ru/digest/2012/12/26/246324.html
Таким образом мы привязываем к себе крупнейших покупателей нашей техники и даём им возможность резко увеличить закупки российских вертолётов — так как чинить и обслуживать вертолёты в своём регионе гораздо удобнее, чем гонять их из-за каждой мелочи в Россию.
Для понимания динамики — если в 2004 году мы произвели 85 вертолётов, то в 2011 году — в три раза больше, 262 машины.
Хорошо, скажете вы, с вертолётами в Латинской Америке у нас всё замечательно. Но что же насчёт автомобилей? Неужели там для нас всё потеряно?
Таки нет. Спасибо платежеспособному спросу, наш автомобильный рынок сделал огромный рывок за последние годы. Если в начале нулевых годов открывались всё больше пробные отвёрточные заводы, то сейчас уже начали работать серьёзные производства. Например, в прошлом году в Калуге открылся завод полного цикла, на котором собираются Peugeot 408 и Mitsubishi Outlander:
http://kaluga.bezformata.ru/listnews/zavod-psma-rus-otkril/5201807/
Что же касается АвтоВАЗа, то сотрудничество с Рено-Ниссан пошло ему на пользу. Уже в марте в Перу начнет работу салон по продажам продукции завода. Площадь салона — 1200 квадратных метров, открывает его местный партнер «Ростеха» - Automotive Company SAC, и продаваться там будет весь модельный ряд, начиная с Калины, Ларгуса и Приоры.
Так вот, вернёмся к либералам.
Сейчас Россия не только поставляет свою технику за рубеж, но и строит в других странах заводы для выпуска на них нашей техники. То есть, мы ведём себя как самая что ни на есть технологически продвинутая страна.
Смогут ли либералы найти в этом факте хоть что-нибудь приятное для себя?
Фриц Моисеевич Морген