Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Актуальный Высоцкий

Источник: "ОДНАКО"

От редакции:  Данный текст не успел к юбилею Высоцкого. Однако мы решили все-таки поставить его, поскольку полностью согласны с главной мыслью автора – Владимир Семенович и сегодня актуален как никогда.

Все время слышу мнение, что Высоцкий – поэт своей эпохи. Что он гениально изображал именно советскую жизнь. Что он злободневен именно в свой период. И категорически не могу согласиться с этой точкой зрения.

Лично мое знакомство с творчеством Владимира Семеновича началось году в 90-93. Тогда бытовало мнение, что Высоцкого запрещают и целенаправленно травят. И шел какой-то перестроечный фильм на эту тему. Шел поздно. Отец, жутко уставший после рабочего дня, долго наблюдал, как какие-то люди ходят из кабинета в кабинет и бесконечно обсуждают – давать разрешение на концерт или нет. И, когда фильм в очередной раз прервался на рекламу, отец с раздражением произнес: «Ну почему ради пары песен Высоцкого нужно смотреть вот эту ахинею?» и выключил телевизор. А потом нажал «play» на двухкассетнике и комнату наполнил хрипящий, пронзительный голос:

Все от нас, до почти годовалых

Толковищу  вели  до кровянки,

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки.

Не досталось им даже по пуле

В ремеслухе живи не тужи.

Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули –

Из напильников сделать ножи.

Они воткнутся в легкие

От никотина черные,

По рукоятки легкие

трехцветные наборные,

Вели дела отменные

сопливые острожники.

На стройке немцы пленные

на хлеб меняли ножики.

Сперва играли в фантики

в пристенок с крохоборами

И вот ушли романтики

из подворотен ворами.

И это было попадание в десятку. Тут тебе и игры в войнушку. И детское хулиганство. И воровская романтика подворотен. И жаргон. И старшие, отчаянно пытающие казаться крутыми, в итоге становящимися бандитами. Вся суровая реальность девяностых – в четырнадцати строчках.

Понятно было, что песня – о послевоенном времени, но тем поразительней была аналогия. «Балладу о детстве» через какое-то время заучил наизусть. А спустя несколько лет выпросил в подарок плеер с наушниками и уже сам целыми днями слушал любимые песни.

А ведь «Детство» – это только одна из многих песен Высоцкого, неподвластных времени. Есть песни, в принципе написанные абстрактно: «Баллада о ненависти», «Песня о брошенном корабле», «Песня о друге» и многие, многие другие.

Актуален ли Высоцкий сегодня? Безусловно! Вот, например песня «Письмо пациентов Канатчиковой дачи»:

Уважаемый редактор!

Может лучше про реактор,

про любимый лунный трактор?

Ведь нельзя же, год подряд

То тарелками пугают,

дескать, подлые, летают,

то у вас собаки лают,

то руины говорят.

Мы кое в чем поднаторели

мы тарелки бьем весь год,

мы на них собаку съели,

если повар нам не врет.

А медикаментов груды

в унитаз, кто не дурак.

Вот это жизнь! И вдруг Бермуды.

Вот те раз, нельзя же так!

Ну разве это не про нынешнее телевидение? И разве сам термин «зомбоящик» – не о том, что мы теперь все, как те пациенты?

Или окончание:

Пусть безумная идея,

не решайте сгоряча!

Отвечайте нам скорее

через доку-главврача.

С уваженьем. Дата, подпись...

Отвечайте нам, а то,

если вы не отзоветесь,

мы напишем в «Спортлото».

Разве можно, зная эти строки, без смеха читать посыпавшиеся в последнее время как из рога изобилия «открытые письма Путину»? Или вот о ЖЖ и блогсфере:

Слушай, слышал? Под землею город строют,

Говорят на случай ядерной войны!

Вы слыхали? Скоро бани все закроют

Повсеместно. Навсегда, и эти сведенья верны!

А вы знаете? Мамыкина снимают

За разврат его, за пьянство, за дебош!

Кстати, вашего соседа забирают, негодяя,

Потому что он на Берию похож!

Насколько актуально и точно! А вот песня, из-за которой я и затеял написание этой заметки – «Як-истребитель»:

Я «Як»-истребитель, мотор мой звенит,

Небо моя обитель...

И вот на этих строчках сознание заработало совсем в другую сторону. Вот наша великая страна и ее великий народ. Способный биться с любым врагом. «Небо – моя обитель». Насколько точно! Народ-мечтатель, народ – строитель мечты.

А тот, который во мне сидит,

Считает, что он истребитель.

И этим великим народом управляет некий пилот. Личность или коллектив – неважно. Важно, что «считает, что он – истребитель».

В этом бою мною «Юнкерс» сбит,

Я сделал с ним что хотел.

А тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел.

Я в прошлом бою навылет прошит,

Меня механик заштопал,

А тот, который во мне сидит,

Опять заставляет — в штопор.

Это бесконечная борьба. Руководитель плохой, потому что заставляет работать. Работник плохой, потому что вкалывает всего-то по 12 часов в сутки. Чиновник плохой, потому что ворует. Бюджетник плохой, потому что всегда чего-то просит. Вечное противостояние, вечное недовольство. И извечная обязанность вместе делать общее дело.

Вот сбоку заходит ко мне «Мессершмидт».

Уйду я устал от ран.

Но тот, который во мне сидит,

Я вижу решил: на таран!

Что делает он? Вот сейчас будет взрыв!

Но мне не гореть на песке!

Запреты и скорости все перекрыв,

Я выхожу из пике.

Я главный, а сзади... Ну чтоб я сгорел!

Где же он мой ведомый?

Вот он задымился, кивнул и запел:

«Мир вашему дому!»

И тот, который в моём черепке,

Остался один и влип.

Меня в заблужденье он ввёл и в пике

Прямо из мёртвой петли.

Он рвёт на себя, и нагрузки вдвойне.

Эх! Тоже мне, лётчик-ас!

Но снова приходится слушаться мне,

И это в последний раз.

Я больше не буду покорным! Клянусь!

Уж лучше лежать на земле.

Ну что ж он не слышит, как бесится пульс,

Бензин моя кровь на нуле?!

Терпенью машины бывает предел,

И время его истекло.

И тот, который во мне сидел,

Вдруг ткнулся лицом в стекло.

Убит! Наконец-то лечу налегке,

Последние силы жгу.

Но что это, что?! Я в глубоком пике

И выйти никак не могу!

Досадно, что сам я немного успел,

Но пусть повезёт другому.

Выходит, и я напоследок спел:

«Мир вашему дому!»...

О чем песня? О самолете? Не только. В первую очередь о том, что нельзя разрушать общее дело. Нельзя делать резких движений, когда не можешь предугадать последствий. Об этом можно было петь и 4 октября 1993 года, и на Сахарова в прошлой зимой. Эта песня о том, что пилот без самолета – ничто. Как и самолет без пилота.

И это – только один слой. А ведь в большинстве песен Высоцкого таких слоев – огромное множество.

Великий поэт Высоцкий! Вне времени и пространства. Писавший много лет назад о сегодняшнем дне. И через двадцать лет, уверен, смогу со спокойной совестью повторить эту фразу.

Белинский назвал Пушкина «энциклопедией русской жизни». Я бы сказал, что Высоцкий – энциклопедия русской души.

Табибу Жуа

Год рождения - 1985. Место рождения - Пятигорск.
Виртуальный музыкант.
http://tabibu-zhua.livejournal.com/
http://vk.com/public35845324
http://www.rocklab.ru/view/groups/25889.html


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.