Загрузка внутренней транспортной инфраструктуры позволяет России не только снижать накладные расходы, делая наш товар более конкурентоспособным, но и укреплять внешнеэкономические позиции.
Ещё в середине 90-х доля транзита через соседние государства во внешнеторговых перевозках РФ превышала 55%, а платежи страны по счетам за пользование чужими магистралями составляли, самое меньшее, миллиард долларов в год. Только страны Балтии с Финляндией получали от нас свыше 400 миллионов «подорожных». К началу нынешнего года транзитная доля в перевозках внешнеторговых грузов России сократилась с 55–57% до 30%, затраты по этой статье – примерно на столько же.
Значение нового тренда было отмечено Владимиром Путиным ещё в ноябре 2011-го на совещании по проблемам транспорта в Новосибирске: «В советское время максимальная перевалка грузов во всех портах СССР составляла 403 миллиона тонн в год. Но уже в прошлом году грузооборот портов России был 526 миллионов тонн. Мы фактически отстроили эту инфраструктуру заново. Причём сделали очень многое на Северо-Западе, на Дальнем Востоке, на Черном море и на Каспии. К 2015 году Россия увеличит мощность своих портов в 1,5 раза, а объём грузов предполагается нарастить до 770 миллионов тонн в год».
После распада СССР основные железнодорожно-портовые коридоры и экспортные трубопроводы, идущие из России, оказались на Украине, в странах Балтии, Грузии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане. Что усиливало зависимость России от транзита и, в свою очередь, позволяло некоторым соседним странам пытаться использовать ситуацию в политических целях. Но с конца 90-х и особенно в 2000-х в стране активно создаются новые трубопроводные и портовые мощности, железные дороги. Прежде всего, это комплексные терминалы в Усть-Луге, Высоцке, Приморске (Ленинградская область). В частности, к Приморску с нефтескважин Коми-Печорского бассейна подведена Балтийская трубопроводная система (БТС) – крупнейшая в современной России. Она позволила за 15 лет вдвое сократить транзит российских нефти и нефтепродуктов через страны Балтии и Финляндию, обеспечивая сегодня ежегодную экономию минимум 200 миллионов долларов.
А к Усть-Луге в 2014–2016 годах будет подведена и заработает на полную мощность БТС-2 – из Брянской и Смоленской областей. Это ещё примерно наполовину уменьшит нефтяной транзит через страны Балтии, Украину и Польшу. Здесь среднегодовая экономия оценивается в 150 миллионов долларов.
Созданы новые перевалочные и железнодорожные мощности на Юге России – в Астраханской области, Дагестане, Краснодарском крае. В том числе вблизи портов Новороссийск, Тамань, Темрюк, Туапсе, Оля, Азов, Махачкала. Это более чем вдвое сократило внешнеторговый транзит наших грузов через Грузию и Азербайджан за 1996–2011 годы. Для закрепления тенденции планируются новые магистрали, порты и паромы в Калмыкии, Волгоградской и Ростовской областях.
В то же время российские гавани, водные трассы и железные дороги – в связи с их мощностью и разветвлённостью – всё больше востребованы грузоотправителями из Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, стран Балтии и Средней Азии. А также – Китая и Монголии, Ирана и Японии, многих европейских государств. Объёмы транзита через РФ (включая российские порты) увеличились за 2011–2012 годы примерно на треть, обеспечив до 350 миллионов долларов дополнительных доходов.
Для стимулирования внутренних и международных перевозок к 2018–2022 годам на Востоке страны будут созданы, к примеру, железнодорожный коридор между Хабаровским краем и Сахалином, вторая нитка БАМа, продолжение магистрали БАМ-Якутск к портам Охотского моря и на Камчатку. По мнению первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, «при увеличении объёмов экспортных перевозок в стране значительно возрастает роль взаимодействия железнодорожного и морского видов транспорта».
Фактически Россия уже становится основным, а для некоторых государств – единственным, евроазиатским коридором. Очевидно, что этот фактор укрепляет позиции нашей страны не только в общемировой торгово-экономической системе, но и в политике.