Европа давно ждет, когда Россия начнет прислушиваться к её советам, а иногда и откровенному менторству, но вот что происходит. Иногда тот, кого учат, оказывается менее внушаемым, тогда меняться приходится учителю. Для того чтобы было ясно, как это всё выглядит в настоящем мире в настоящее время, есть, наверное, необходимость рассказать подробнее, о чем идет речь.
На заседании форума «Петербургский диалог» госпожа Меркель заявила, что критика, которая звучит в адрес России из ЕС, не является деструктивной, и далее, стараясь сгладить впечатление от неуклюжей критики, добавила: «Я не думаю, что следует любую критику принимать как деструктивную. Откройте германскую газету, почитайте, что там пишут – если бы я всегда обижалась, я бы и трех дней не продержалась на своем посту».
Честно говоря, совершенно понятно, зачем это было сказано. Если Меркель критикует Путина, значит, она его учит уму разуму, и в этом случае понятно, кто в этой спарке старший, а кто нерадивый ученик. Вроде бы от этого её рейтинг как политика должен был бы пойти вверх, но с Путиным всегда всё работает иначе. Критикуя Путина, можно волшебным образом остаться у разбитого корыта. Вот чтобы этого избежать, и было сказано, «ни в Германии нет идеального немца, ни в России – идеального русского». Это можно считать примирительным жестом.
Однако Путин не был бы Путиным, если бы не ответил, причем ответил очень тонко: «По поводу того, что «нет такого немца, который являлся бы абсолютным образцом для нас». Есть такой немец – это госпожа федеральный канцлер». В переводе с русского на русский это означает: ну раз вы нас критикуете, значит, вы, наверное, безгрешны, госпожа федеральный канцлер. И вот это, наверное, самый большой вопрос. Насколько вообще-то безгрешна сама «образцовая немецкая домохозяйка»? Вот тут, оказывается, не все так здорово.
Если внимательно посмотреть на то, что происходит в немецком политикуме, то можно обнаружить некоторые моменты, которые заставят перестать благодушно улыбаться. Удивится читатель или нет, но партия христианских демократов, которую возглавляет госпожа Меркель, сегодня представляет собой партию вождистского типа. Сегодня кроме Ангелы Меркель видных людей в этой партии нет. Уже седьмой раз госпожа Меркель будет избираться на следующий двухгодичный срок лидером партии ХДС 20 января 2013 года в Ганновере. Уже два срока (восемь лет) госпожа федеральный канцлер занимает это «федеральное» кресло. И в 2013 году на очередных выборах Меркель снова станет баллотироваться на пост федерального канцлера. Произойдет это уже в третий раз.
Следует напомнить, что хотя официального запрета баллотироваться более двух раз нет, но сравнивая с тем, что происходит в других странах, можно понять, что третий срок вроде бы и нежелателен. В Германии уже называют срок Меркель во власти «кубинским сроком». Хотя справедливости ради нужно напомнить, что Гельмут Коль избирался 4 раза, с 1982 по 1998 год. Тем не менее, если вспомнить, что происходило, когда приближались выборы в России после двух президентских сроков Путина, то Запад просто с дрожью в детском голосе и почти дергая за пиджак Путина все время спрашивал: А ты правда уйдешь? В случае с Меркель, никто и слова не проронит.
Совершенно непонятно, каким образом удерживается всемирная демократическая тусовка от критических замечаний в адрес Германии. Никто не предлагает изменить выборный процесс и не называет Меркель узурпатором власти. Единственным объяснением тут может стать то, что все остальные еще хуже Германии. Хуже в смысле развития государства и, в частности, экономики, но при этом все активно критикуют Россию. Хочется внести ясность, автор не против критики России, наоборот, считает, что критика очень нужна, но критика эта должна быть изнутри России, и направлена она должна быть на благо России, а не из-за границы и во имя самой заграницы.
Однако давайте все же вернемся к теме. Анализируя ситуацию в Германии и в Китае (две самые успешные экономики), следует понять, что все тут зависит не от демократического процесса. Никто не собирается ставить во главу угла «два президентских срока». Главное здесь всё же - результаты деятельности политика. Мало того, Китай открыто заявляет, что он является моделью общества победившего социализма. В Германии, как известно капитализм, но экономика тоже развивается успешно. Таким образом, дело не в общественно-политическом строе, который использует страна, дело в эффективности, которой можно добиться при любом строе. Как известно, та же Германия добилась чрезвычайной экономической эффективности и даже расцвета, например, при Гитлере, а ведь в тот период в Германии ни о какой демократии и слыхом не слыхивали.
Демократия, возможно, самый простой способ удержать страну от узурпации власти в ней, но это не значит, что именно и только демократический строй обеспечит правильное развитие страны. Демократия - это такой минимальный набор мер предосторожности «чтобы как бы чего не вышло». Однако, если общество достаточно зрелое, то, возможно, слепо придерживаться демократии и не имеет смысла. Демократия - это спасательный круг для начинающих, но, как известно, опытные пловцы никогда его не используют.
Та же Германия, например, совсем неплохо себя чувствует на фоне развивающегося кризиса в Европе, отсюда и такое попустительство в смысле бессменного лидерства Меркель. Как принято сегодня говорить, Меркель – эффективный менеджер. Однако так ли это? Казалось бы, сомневаться здесь не приходится, но это только так кажется.
То, что происходит в Европе сегодня, это закладка мины замедленного действия под структуру, называемую Евросоюз. Оптимизируя национальные долги и консолидируя их в наднациональные финансовые обязательства ЕС, Меркель таким образом во-первых списывает часть долгов ЕС инвесторам, многие из которых сидят в США, и тем самым вызывает раздражение в Вашингтоне. Вторая и главная часть состоит в том, что помогая слабым экономикам, Германия не берет ответственности на себя, все долги принадлежат ЕС.
Параллельно с этим Германия неотступно следует правилу наращивать собственное производство и банкротить все остальные производства вокруг. Если так или иначе общеевропейский дом рухнет под натиском очередного финансового урагана, то Германия останется с развитой промышленностью и непоколебимой маркой. Меркель строит подушку безопасности своей стране не за счет золотовалютных резервов, а за счёт развития производства и устранения конкурентов в других странах.
Но ведь это некрасиво, скажет читатель, и будет прав. Это действительно некрасиво, но это не преступление. Ну что может, скажем, поделать Меркель с нерадивыми греками, у которых на уме одни лишь «сиртаки и кофе» в ресторанчиках на побережье. Можете избирать президента хоть каждые день нового, никакая демократия Греции не поможет. Греция развивается как может, а Германия - как нужно. Здесь важно не то, кто определяет приоритеты развития, а насколько это правильно сделано с экономической точки зрения. Что в результате получается? Получается страна, в которой народ накормлен и образован, а сколько сроков в этой стране президент или канцлер у власти - не имеет большого значения. Когда канцлер перестает быть эффективным, его меняют на другого, только и всего.
В Китае это происходит после 10 лет правления, такова традиция там. И, как мы видим, этот механизм работает замечательно. Страна хорошо развивается и теснит замшевших на первых местах традиционных лидеров. Следует вспомнить, что всякие демократические выступления КПК очень жестко пресекла на площади Тянь Ань Мэнь. Сегодня никто о таком и не помышляет. Китайцы заняты работой, учебой и стремлением к успеху. Восстание на площади Тянь Ань Мэнь, как известно, дело рук Госдепа, который хотел падения КПК и возможности влезть в китайскую экономику и политику. В Китае это не удалось, а вот в России удалось.
Вероятно, именно поэтому и происходит травля всего, что мешает Западу взять в России верх. Отсюда и непрекращающаяся критика Путина, который, кстати сказать, относится к ней совсем не так, как от него ожидают. Путин выбирает все положительное из критики, звучащей в его адрес, и старается направить на благо страны. То, что он ничуть не менее эффективен, чем топ-менеджеры в Китае или Германии, ни у кого не вызывает сомнения ни в России, ни за рубежом, просто Россия начала эту гонку с более «низкого старта». Кроме того, громадную территорию России поднять гораздо труднее, чем разобраться с Грецией.
Как бы ни была эффективна на своем посту Меркель, ей никогда не удалось бы ничего сделать, окажись она на месте Путина. С другой стороны, полный населения Китай гораздо более эффективен, чем полупустая Россия. Таким образом, ни Меркель, ни руководитель КПК не были в таком тяжелом положении, в каком оказался российский президент. Ко всем экономическим неурядицам нужно еще добавить войну на Кавказе, доставшуюся Путину в наследство от Ельцина.
Возможно, будет правомерным сказать, что ни одному президенту в современной истории не выпало такой тяжелой доли, какая досталась Путину. Его выражение «пахал как раб на галерах» конечно образно, но имеет под собой некое весьма весомое основание. Критика Путина с разных сторон весьма уместна и желательна лишь потому, что она правильно Путиным воспринимается и находит отражение в необходимых изменениях в стране. Все же другие завывания о недемократичности и узурпации власти, которую россиянам постоянно стараются подсунуть то домашние либеральные лузеры, то менторы из Европы или США, не имеет под собой никакой основы, и делается все не для России, а для самой Европы. Меркель старается сделать в России то же, что делает в ЕС. Однако тут на это никто, разумеется, не пойдет.