Киргизия не является суверенным государством, она всего лишь пешка в Большой игре СГА, Китая и РФ. Впрочем, пешка крайне важная и необходимая. Именно о том, почему за эту страну ведется столь упорная геополитическая борьба, а так же о необходимости интеграции Киргизии в ТС, а следом и в ЕАС, пойдет речь в данной статье.
Если к концу 19-го века в Большой игре на просторах Восточной Азии принимали участие два игрока – Британская и Российская империи, то к началу 21-го века, после краха империй и смены Британии на СГА, а Российской империи на РФ, появился новый игрок. И имя ему Китай.
Китайское покорение Киргизии или неспешная «китаизация»
Китайцы, полагающиеся на мягкую силу долларовых резервов, отчаянно пытаются закрепиться к Киргизии, дабы в перспективе ассимилировать местное население. Ведь из киргизов, при должном усилии и старании могут получиться весьма неплохие китайцы. А пока Китай, стараясь инвестировать свои долларовые резервы, пытается привязать к себе киргизские элиты и местное население, реализуя инфраструктурные проекты.
Экспортно-импортный банк КНР выделил 598 миллионов долларов на строительство двух электроподстанций и линии электропередач в Киргизии. Китайцы уже начали строительство подстанции «Датка» на юге Киргизии, далее будет построена подстанции «Кемин» на севере республики и высоковольтная линия электропередач «Датка-Кемин», которая позволит замкнуть внутреннее энергетическое кольцо Киргизии. Стоить отметить, что дефицит электрогенерирующих мощностей в Киргизии бич не меньший, чем коррупция в рядах местных элит, посему инфраструктурный проект китайцев уж точно решит проблему с электроэнергией. А в городе Кара-Балта китайским инвестором осуществляется строительство нефтеперерабатывающего завода проектной мощностью в 800 тыс. т. нефти в год. Для этого было выделено $250 млн. Киргизия, будучи страной, насыщенной золотом и редкоземельными металлами представляет собой лакомый кусок пирога для Китая. Только запасы золота в Киргизии на 96 золоторудных объектах оцениваются в 2163 т. Впрочем, как мы видим, наличие столь впечатляющих запасов благородного металла не гарантирует благополучия киргизам.
Решается вопрос с прокладкой железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан. На ее строительство планируется выделить от $1,3 до $2 млрд. Прокладка железной дороги позволит Китаю сократить путь для своих товаров в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 900 км., а Киргизии зарабатывать более $200 млн. в год на транзите. Однако, товары товарами, а вопрос влияния для Китая куда важнее. У планируемого проекта пока есть две проблемы: ширина железнодорожной колеи и доля природных ресурсов, которые могут достаться КНР за реализацию сего проекта. Китай настаивает на узкоколейной железной дороге, в то время как для киргизских, да и всех постсоветских железнодорожников, куда привычнее широкая колея. В данном случае вопрос колеи является принципиальным, ибо выбор узкой колеи будет символизировать переход Киргизии в транспортную орбиту Китая, а там и до прямого политического подчинения недалеко. Кроме того, отсутствие в необходимости «переобувать» эшелоны существенно влияет на скорость доставки грузов и, в случае необходимости, личного состава Народно-Освободительной Армии Китая.
Укрепляется гуманитарное влияние КНР в Киргизии. В конце октября уходящего 2012 г. киргизским парламентом было ратифицировано соглашение с КНР о строительстве в Бишкеке первой общеобразовательной школы с углубленным изучением китайского языка. Финансировать строительство будут, естественно, китайцы. Из года в год растет численность китайцев, проживающих в Киргизии. Фактически, осуществляется неспешная «китаизация» Киргизии. Ныне из 100 тыс. нелегалов в Киргизии китайцев около 90 тыс. чел.
В последние годы участились китайско-киргизские встречи. Так, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел в Киргизии два дня с 4-го по 5-е декабря, совместив свой официальный визит с участием в саммите глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества. В ходе визита была достигнута договоренность начале работы с 2013 г. экспертных рабочих групп по согласованию окончательного варианта строительства ж/д Китай-Киргизия-Узбекистан. А вот что рассказал в интервью посол Китая в Киргизии Ван Кайвэнь: «Китайцы говорят, что близкие соседи лучше дальних родственников, поэтому Кыргызстан входит в приоритеты внешней политики КНР». Российским дипломатам придется шевелиться быстрее, ибо есть вероятность поглощения нашего близкого соседа китайским дальним «не родственником».
Американские потуги: ввергнуть киргизов в управляемый хаос
Если интересы Китая в Киргизии носят хоть и вредный для ЕАС, но все же позитивный для киргизов в экономическом аспекте характер, то иначе дело обстоит с потугами СГА в Киргизии. Деятельность СГА является деструктивной и направлена на поддержание нестабильности и хронического кризиса в Киргизии. Откровенно говоря, СГА киргизы и их проблемы не нужны. Нужен управляемый хаос. Американское руководство Киргизия интересует сугубо как территория, плацдарм, позволяющий держать пояс Анаконды цельным, отдаляя РФ от Восточной Азии, а также проецировать нестабильность на Казахстан, а затем и на РФ.
О характере взаимоотношений Киргизии с СГА свидетельствует фраза киргизского депутата Турсунбайя Бакирова: «Все смеются над нами, что мы на золоте сидим и в таких долгах. Тогда во время Аскара Акаева мы подписали соглашение с Канадой с кабальными условиями для Кыргызстана. То же самое в этом вопросе и с военной базой США. Это же плевок в душу, каждый что хочет, то и приносит». Трудно не согласиться с изречением депутата.
Особый интерес и ценность для СГА и НАТО представляет логистический центр Манас в Бишкекском аэропорту, где американцами осуществляется перевалка афганского героина, а также ведется радиоэлектронная разведка в Азии. Впрочем, американцев из Бишкека выгоняют уже в 2014 г., ибо, как заявил посол СГА в РФ Майкл Макфол «ваша страна (РФ – И.Л.) подкупила Киргизию, чтобы американцев вышвырнули из Манаса». Собственно, этим интересы американцев в Киргизии ограничиваются.
Собрать Евразийский Союз по частям: интересы Российской Федерации в Киргизии
В совсем ином свете предстает деятельность РФ и ее геополитические интересы на киргизской земле. В первую очередь, это разрыв кольца Анаконды и полноценный выход в Восточную Азию, что позволит там действовать без каких-либо ограничений. Во-вторых, уменьшение наркотрафика через территорию Киргизии, как из авиабазы Манас, путем ее закрытия, так и транзитом из соседнего Таджикистана. Ведь ни для кого не является секретом прозрачность границ в Восточной Азии, а так же алчность местных чиновников. Показательно, но денег на защиту своих рубежей РФ не жалеет. Руководство России приняло решение о выделении $1,5 млрд. на модернизацию армий двух среднеазиатских республик – Таджикистана и Киргизии. При этом Таджикистану выделяется $200 млн. для модернизации ПВО и ремонта военной техники. И на такую же сумму в эту страну будут поставлены ГСМ на льготных условиях. Львиная же доля — $1,1 млрд. будет выделена Киргизии, так как в Таджикистане находится российская 201-я российская военная база, выступающая стабилизатором обстановки в этом регионе. Интересно и то, что РФ не выдвигала никаких требований Киргизии в обмен на поставки оружия и расширение программ обучения киргизских военных в российских вузах. Об этом заявил глава правительства Киргизии Жанторо Сатыбалдиев. "Ничего взамен поставок оружия РФ не требует", — сказал киргизский премьер. Однако не может быть такого, чтобы взамен РФ ничего не потребовала. Требования были, их просто не могло не быть, другое дело в том, что общественности их решили не оглашать.
Характерно, но потеряв Киргизию и Таджикистан, СГА сделали ставку на Узбекистан и не прогадали. Ислам Каримов любезно согласился на сотрудничество, клюнув на американские деньги и перспективу того, что после выведения контингента ISAF из Афганистана в 2014 г., удастся заполучить технику и вооружение войск НАТО. И в этом аспекте перевооружение киргизской армии можно считать спасительным для Киргизии, ибо, выведя свой контингент из Афганистана, НАТО спровоцирует рост нестабильности в Азии, полностью развязав руки афганским талибам, оставив их без работы по уничтожению янки, а также уравновешивающим фактором для Узбекистана.
Третье, что интересует РФ в Киргизии – это завод «Дастан», производящий торпеды «Шквал» для ВМФ. Будущее завода описал все тот же премьер Киргизии Жанторо Сатыбалдиев: "Мы договорились с Россией, что этот завод выставляем на продажу. В торгах может участвовать любая заинтересованная сторона. И здесь РФ не ставит нам дополнительных условий". Вышеизложенное следует понимать как обещание на согласие киргизской стороны о покупке завода «Дастан» Российской Федерацией.
Особо стоит отметить успехи российской дипломатии в Киргизии. Это, как было уже указано выше, победа над американской авиабазой Манас, желание Киргизии вступить в Таможенный Союз в 2014 г., а также постепенно решающийся вопрос с заводом «Дастан». Впрочем, следует не допустить «головокружения от успехов». Киргизская национальная элита, жить с которой пока обречены граждане Киргизии, будет всячески пытаться уклониться от выполнения своих обязательств. Что, собственно, и делает. Так на прошедшем саммите глав государств-членов СНГ в столице Туркменистана Ашгабате представителей от Киргизии не было. Основанием выступил спор между Киргизией и Белоруссией о судьбе бывшего киргизского президента Курманбека Бакиева, находящегося в политической эмиграции в РБ. Впрочем, саммит неожиданно показал крайнюю заинтересованность Туркменистана в реанимации СНГ и участии в интеграционных процессах, ибо ранее Туркменистаном подобные мероприятия упорно игнорировались . Видимо, сказывается экономический кризис и работа российского МИД. Российской дипломатии следует не сбавлять оборотов и заставить киргизские элиты держать свое слово. Необходимо окончательно решить вопрос с закрытием базы «Манас», изгнанием американцев и их эмиссаров с земли киргизской, а также свести на нет попытки Китая привязать к себе Киргизию. А пока тактическое превосходство в киргизском пасьянсе на стороне Российской Федерации. Необходимо его удержать и развить, дабы получить стратегическое лидерство в регионе, столь важном для Безопасности Евразии.