На что рассчитывает Бишкек
Первые партии российского оружия в Киргизию ожидаются уже следующим летом. До марта 2013 года Минобороны согласует с киргизской стороной номенклатуру изделий, после чего программа вступит в силу. Такие договорённости были достигнуты в ходе прошедших визитов в Бишкек вице-премьера Игоря Шувалова в августе и президента Владимира Путина в сентябре. Переговоры по этому вопросу продолжатся 14-15 ноября, когда с визитом в Москву приедет киргизский президент Алмазбек Атамбаев.
Среди вооружения, необходимого для модернизации киргизских вооружённых сил, значатся все виды лёгкого стрелкового оружия, новые боевые машины пехоты и боевые разведывательно-дозорные машины, лёгкая мототехника, переносные миномёты, спутниковая аппаратура, стационарные и полевые госпитали и проч. Кроме того, представительство киргизских военных в специализированных российских вузах будет существенно увеличено.
В настоящий момент киргизские вооружённые силы испытывают серьёзный дефицит по всем позициям и не имеют в наличии практически никакого современного оружия. Артиллеристы же до сих пор используют 122 и 152-мм гаубицы М-30 и Д-1, которые применялись ещё в Великой отечественной войне, передает РИА Новости. Ранее президент Атамбаев отмечал, что современным требованиям отвечает только 25-я бригада спецназа «Скорпион», которую готовили специалисты НАТО.
По словам члена Совета обороны, председателя комитета по обороне и безопасности парламента Киргизии Токона Мамытова, в списке необходимого нет только спутников и самолётов. Армия Киргизии не располагает даже нормальной формой и рассчитывает на российскую экипировку образца 2009 года.
Что хочет Душанбе
Лояльность Таджикистана обойдётся России дешевле – помимо $200 млн. для обновления средств противовоздушной обороны и ремонта военной техники, Москва снизит для республики пошлины на ввоз нефтепродуктов также на сумму в $200 млн. Среди прочего, российские власти обещали облегчить режим пребывания на своей территории граждан Таджикистана и обсуждают возможность инвестиций в строительство таджикских ГЭС.
Между тем, вопрос с пребыванием 201-й российской военной базы на территории Таджикистана, похоже, окончательно решён. Срок аренды таджикская сторона готова продлить ещё на 30 лет на безвозмездной основе. Напомним, что ранее Душанбе озвучивал ценник пребывания нашей базы в размере $250 млн долларов в год.
Что получит Москва
Выделение средств на модернизацию киргизских и таджикских военных сил должно положить конец бесконечному метанию и шантажу этих стран по отношению к России. Помимо непосредственно геополитического влияния, укрепления ОДКБ в условиях разворота Узбекистана в сторону США, российские власти также рассчитывают основательно нагрузить отечественный ОПК, который получит новые заказы.
Таким образом, Россия хоть и вынуждена фактически «покупать» лояльность своих бывших соседей по СССР, эту сделку по Средней Азии она заканчивает с определённой выгодой для себя, стимулируя собственное военно-промышленное производство и увеличивая в первую очередь военное влияние в регионе.
Напомним, что в последние годы в Средней Азии развернулось очередное противостояние между Россией и США. Связано оно с программой вывода американских войск из Афганистана до 2014 года, после которого США планируют надолго осесть в регионе. Так, бывшие страны СССР не раз высказывали желание заполучить оставшееся после американцев вооружение, что автоматически бы означало «импорт» в эти страны американских инструкторов и техников. Кроме этого, активную экспансию в регион ведут Китай и ряд влиятельных мусульманских стран с Ближнего Востока. Последние меры, предпринятые Москвой, должны поставить своеобразный «заслон» на пути иностранного вторжения в постсоветскую Среднюю Азию.
Эксперт ПИР-центра Вадим Козюлин в разговоре с «Ъ» высказал мнение, что одного военного влияния недостаточно:
— Россия просто возвращается к курсу, которым она шла на протяжении последних двухсот лет — и при царях, и при коммунистах. Успехом же замыслы Москвы увенчаются лишь в том случае, если в ее арсенале, помимо оружия, будет и soft power («мягкая сила»), то есть проекты, которые пробудят интерес не только у госэлит, но и у простых граждан Центрально-Азиатских республик.
Константин Сивков, доктор военных наук, вице-президент Академии геополитических проблем, поделился с «Однако» своими соображениями по вопросу:
— Выделение денежных средств на переоснащение вооружённых сил Киргизии и Таджикистана России целесообразно по следующим соображениям.
Первое — по геополитическим, так как это означает повышение влияния России в этих регионах. Россия возвращается к активному политическому диалогу с теми государствами, которые возникли на постсоветском пространстве, и пытается компенсировать те негативные преступные деяния ельцинского режима, совершённые в 90-е годы, в результате чего в этих регионах оказались американские базы, и, соответственно, резко увеличилось американское влияние.
Второе основание — военно-техническое. С военно-технической точки зрения принятие на вооружение российской боевой техники, а это предполагается именно так, означает, что вооружённые силы этих государств в военно-техническом отношении оказываются привязаны к России. Кадры командного состава, которые будут готовиться психологически, интеллектуально и методически, также будут привязаны к российским вооружённым силам, к российской военной школе. Это значит, что в военно-техническом отношении эти государства будут в значительной степени зависимы от России, а раз так, то изменить политический курс, отказаться от союза с Россией, переориентироваться на другие страны им будет проблематично, поскольку их вооружённые силы будут лишены способности самостоятельно решать какие-либо задачи.
Третье — это военно-стратегическое значение. По сути, эти государства представляют собой буферную зону между Россией и бурным Югом. В первую очередь, Средним Востоком, который является экспортёром наркотиков и исламского радикализма. В этих условиях наличие в Таджикистане и Киргизии мощных вооружённых сил, способных отразить возможную ваххабитскую агрессию или же пресечь наркотрафик, исключительно важно для России, для стабильности в Центрально-Азиатском регионе.
Более того, если мы не обеспечим стабильность этих режимов, если мы допустим туда США с их базами, или не позволим этим государствам за счёт переоснащения вооружения иметь мощную армию, способную отразить агрессию, то тогда все вопросы по отражению ваххабитской агрессии придётся решать нам самим. Или же своей кровью на своей территории. Или если там сядут американцы, то мы получим на границах с нашей теорией враждебное нам сообщество по типу Грузии, которое будет вести в отношении нас крайне негативную политику, дестабилизируя весь Центрально-Азиатский регион. Это будет способствовать опять-таки росту ваххабитских настроений, исламского и иного радикализма, который будет чреват нестабильностью в России и может поставить под угрозу безопасность нашей страны.
Поэтому выделение денежных средств на переоснащение вооружённых сил Таджикистана и Киргизии — это большой весомый вклад в российскую безопасность. И те, кто говорит, что не надо кормить всяких там союзников — либо злонамеренные мерзавцы, либо стопроцентные глупцы.