Судя по всему, именно такая расстановка сил будет зафиксирована в Средней Азии на ближайшее время.
Средняя Азия превратилась в настоящее поле борьбы для крупных держав. За влияние здесь борются США, Россия, Китай и Иран. До последнего времени российской дипломатии не удавалось решить наиболее острые вопросы во взаимодействии с постсовесткими республиками региона, разве что с Казахстаном поддерживаются стабильные отношения. А вот Киргизия, Туркмения и Узбекистан стали на глазах смещаться в сторону Запада. Многочисленные поездки наших представителей, вплоть до министров не приносили должного результата, даже несмотря на то, что у нашей страны есть множество рычагов давления на республики.
Видимо череда дипломатических неудач и заставила включить «тяжелую артиллерию» в лице В.Путина. И расчет оказался верным. Недавняя поездка Путина в Киргизию сняла все наболевшие вопросы в сфере сотрудничества в военной и экономической сфере. От визита президента в Таджикистан ожидался не меньший результат и эти ожидания оправдались.
Чем Путин склонил «многовекторного» Рахмона в свою сторону точно не известно. Возможно, обещанием инвестировать 13 млрд. долларов в экономику республики, помочь в борьбе с наркотрафиком, обучить таджикских военных, продлить срок регистрации в России таджикских мигрантов, беспошлинно поставлять нефтепродукты в объеме внутреннего потребления республики. По крайней мере, соответствующие бумаги были подписаны в ходе встречи. А может быть, неизгладимое впечатление на Рахмона произвел подарок Путина – новейшая российская снайперская винтовка. Ведь именно сегодня таджикский президент отметил свое 60-летие.
«Я всегда знал, что Вы человек мудрый и пригласили нас именно в свой день рождения, поскольку в этот день нельзя ни в чем отказать. Нам придется подписать все, что Вы от нас потребуете», - пошутил российский президент.
Правда и Рахмону пришлось пойти на существенные уступки Москве. 201-ая РВБ будет находиться в Таджикистане еще 30 лет на безвозмездной основе. Напомним, что ранее именно этот вопрос был камнем преткновения. Таджикистан требовал за продление срока аренды базы несколько сот миллионов долларов в год, на что российская сторона отвечала категорическим отказом.
Но, пожалуй, самый важный итог визита Путина в Киргизию и в Таджикистан – это закрепление намерения России развивать гидроэнергетику этих стран. Стоит напомнить, что это самый больной вопрос в отношениях республик с Узбекистаном. ГЭС в Таджикистане и Киргизии позволят этим странам оказывать сильнейшее экономическое давление на Узбекистан. Самостоятельно осилить проекты республики не могут, протянутая же рука Москвы способна оказать существенное влияние на расклад сил в регионе. Правда рука эта остается открытой и для Узбекистана. Каримову сегодня вновь было предложено участвовать в совместных гидроэнергетических проектах, а значит, и принимать участие в их управлении, но он эту руку не принял.
Вместо того президент Узбекистана на переговорах в Туркмении заговорил о присоединении к проекту Баку-Тбилиси-Карс. Это газотранспортный проект, который должен соединить Среднюю Азию с Европой по дну Каспия. Естественно, перспектива выхода на европейские рынки среднеазиатского газа совершенно не радует Россию. Поэтому заявление Каримова – это отчетливый сигнал Кремлю, тем более что сделано оно было за два дня до визита Путина в Таджикистан.
В это же время в Узбекистан пожаловала группа из 17 американских генералов и адмиралов, участвующих в программе «Кейпстоун». Визит был продиктован тем, что Узбекистан стал «ключевым союзником США». Чуть ранее Каримова навестил помощник госсекретаря Роберт Блейк, привезший с собой несколько миллиардов долларов инвестиций.
Все выше сказанное дает основания полагать, что расстановка сил в регионе наконец-то определена. России удалось на ближайшее время заручиться поддержкой Таджикистана и Киргизии при стабильных отношениях с Казахстаном. Узбекистан же подтвердил намерение развивать отношения с США, что, скорее всего, как и предполагалось, обернется открытием здесь американских военных баз уже совсем скоро. При этом Каримов рискует оказаться в изоляции, но это, видимо, его не сильно пугает.
Что же касается позиции России, то она кажется верной. В это же время торопливость, с которой мы распахнули объятия Киргизии и Таджикистану, указывает только на одно – события будут развиваться очень быстро и времени на дальнейший торг просто не осталось. Это, скажем прямо, немного пугает.