Гулаг, товарищ, неизбежен.
Он будет нежен и безбрежен.
Гулаг, товарищ, неизбежен.
Он будет нежен и безбрежен.
Именно этим жизнеутверждающим утверждением я бы хотел предварить совершенно серьёзные рассуждения о природе репрессий.
Давайте представим, что во главе страны вдруг встали те самые люди, с которыми вы ассоциируете правильность управления. Кто эти люди, партия КПРФ или «обновлённый Путин», подпольные марксисты ли, исконно русские патриоты ли, православные самодержавники ли, или ещё кто-то — в данном вопросе это не важно. Пусть каждый выберет тех, кто ему ближе, назовёт Правильной Властью и предположит, что они теперь действительно власть. Единственное условие — эти гипотетические люди хотят навести порядок, а не, наоборот, распустить все государственные институты, предложив людям жить и взаимодействовать как им заблагорассудится.
Первым делом эти люди столкнутся с тем, что населения в стране — сто сорок три миллиона, а их самих в лучшем случае несколько тысяч. В худшем же случае — вообще считанные единицы. Народ в общем и целом их поддерживает, но есть небольшое противоречие: все государственные институты заполнены так называемым «бюрократическим аппаратом».
Не все в курсе, но этот страшный термин всего лишь означает людей, находящихся на службе – в данном случае у государства – и связанных в своей деятельности огромным количеством регламентирующих законов, а также заранее заданными процедурами достижения результата.
Новая Правильная Власть обнаружит, что в рядах означенного аппарата куча народа берёт взятки — хотя сама Власть стопицот раз честная. Кто именно берёт, а кто именно не берёт, выяснить можно, но аппарат огромен — это миллионы человек. Власть не может сама лично наблюдать за каждым (а это было бы отлично: ведь она — Правильная Власть). Им надо делегировать кому-то это право, но и тех, кому они его делегируют, тоже минимум сотни тысяч. И опять же их нельзя проверить лично.
Но Правильной Власти надо исправлять положение, она не может просто сидеть и сокрушаться, как это делают многие граждане в своих блогах и вконтактах.
Правильная Власть увидит вдобавок, что кроме взяточников также наблюдается множество людей, которые не хотели бы делать зло намеренно, но делают его по некомпетентности. Их здорово было бы убедить в том, что компетентность надо повышать, но захлестнувшая население апатия давно уже вызвала привычку быть именно такими.
Некомпетентный чиновник не является столь падшим, сколь взяточник, но вреда он может наносить не меньше. Некомпетентный глава больницы способен разрушить всю больницу, а перед этим угробить кучу народу. Некомпетентный генерал милиции запросто обеспечит массовую посадку невиновных, а виновных проморгает.
С ворами и взяточниками понятно: их надо сажать при любой власти, но ведь и некомпетентных придётся «репрессировать» — то есть наказывать и устрашать наказаниями от имени государства. Да, сначала надо попытаться уговорить, но ведь уговорить удастся далеко не всех. Многие будут на словах соглашаться, но действовать как действовали раньше. Просто потому, что привыкли — не потому, что они хотят плохого.
Наказание – это не обязательно тюрьма. Увольнение с высокой должности без предоставления синекуры — тоже наказание. Даже увольнение с низкой должности — наказание.
Можно ли одно сравнить с другим? Мы знаем, многие уверены, что и коррупцию нельзя рассматривать как прямо совсем уж преступление. Подумаешь, взял откат или получил взятку — с кем не бывает. Но внутренний голос упорно подсказывает: так неправильно. Взятка — нетрудовые доходы. Обман. Паразитизм. То есть преступление.
Можно ли аналогичное сказать про некомпетентность? Ведь человек там всего лишь «не умеет».
Положим, это даже и не преступление. Но человек занимает должность, требующую определённых навыков, а навыков у него нет, и он их не собирается получать. Он, ладно, не преступник, но занимаемой должности явно не соответствует. Если его не получится за разумное время побудить к наращиванию квалификации, ничего не останется, как уволить его.
Таковое, происходящее в массовом порядке, сопряжённое с посадкой взяточников и воров, наверняка будет воспринято как репрессии. Особенно теми, кого уволили или посадили. И неспроста — это действительно репрессии. Не баг, а фича. Это — очистка засорившейся системы от мусора, которую если не проделать, то система просто в какой-то момент встанет, от чего пострадают вообще все.
Именно те люди, которые отказались становиться компетентными и были уволены, вместе с ворами и взяточниками будут громче всех кричать, что «их покарали ни за что». Причём если воры будут сознательно врать, то эти граждане будут уверены, что вот конкретно их действительно ни за что. Тоталитарная система грубо прошлась кованым сапогом по их ранимым душам.
Учитывая же вышеописанный недостаток людей, которым Правильная Власть может всецело доверять, под «кованый сапог» попадут вдобавок и действительно невиновные. Некомпетентность бывает не только в несиловых отраслях — в силовых она тоже, увы, бывает. Но и там некомпетентность не может служить оправданием, поэтому в силовых институтах тоже неизбежна аналогичная чистка.
Все эти ужасы, повторюсь, неизбежны в любом случае, но альтернатива им — не менее неизбежный полный ступор системы. Мы никак не можем от всего этого отвернуться со словами «нет, только не это» — при «не этом» будет ещё хуже.
Наша задача — сделать так, чтобы во время подобной чистки пострадало как можно меньше невиновных, а из числа тех, кто «виновен в некомпетентности», как можно больше людей было убеждено в необходимости стать компетентным, а не уволено или наказано ещё каким-то образом.
Тут возникает вопрос: а как нам эту задачу решить? Тут всё непросто. В первую очередь тебе придётся стать компетентным самому. Причём сразу как минимум в двух областях: в области своей непосредственной профессии и в политике. Приятно думать, что кто-то там придёт и независимо от тебя сделает всех кругом честными и компетентными, тебя не тронув, но так, увы, не получится. Даже если тебя не вычистят за некомпетентность, именно ты будешь уговаривать других стать компетентными, именно ты будешь помогать определить качество их работы — иначе за тебя это будут решать другие. Которые — поскольку они не входят в число представителей Правильной Власти — могут оказаться далеки от совершенства.
Мало того, Правильная Власть может оказаться не такой правильной, как казалось. Даже если сначала собиралась быть правильной – люди порой портятся: поддаются искушениям, ленятся, ломаются, банально устают и ошибаются. Поэтому контролировать её, власть, тоже будешь должен лично ты. Лично ты будешь участвовать в народных советах, как их ни назови, — только они способны сдержать проходимцев и мерзавцев, пытающихся встроиться во власть или уже в неё встроившихся. И только они способны компенсировать кризис некомпетентности.
Именно ты будешь участвовать в исправлении положения вещей. Именно ты, именно я, именно каждый из нас.
Будь готов к тому, что стань ты хоть чиновником, хоть не чиновником, тебе всё равно придётся контролировать деятельность других, а они будут контролировать твою. Для грамотного выполнения таких обязанностей тебе придётся хорошо понимать, что и почему делают другие. А также, каким образом их побудить поступать правильно. Побудить с минимальным ущербом и для них, и для окружающих. Это и есть политическая компетентность.
Тебе отвратительна политика, поскольку ты порядочный человек? Ну что ж, на одного порядочного человека в политике будет меньше.
Чистка всё равно будет. При любой Правильной Власти. Просто потому, что оставить всё как есть, это совершенно неправильно. При Правильной Власти страна должна быть очищена от бесчестности и некомпетентности. Именно это многие называют «репрессиями».
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.