Тихое и спокойное море становится предметом раздора
Тихое и спокойное море становится предметом раздора
Все возрастающий ажиотаж вокруг энергетических ресурсов Каспийского моря дал толчок для формирования военно-политического узла противоречий в регионе, создающего одну из опасных конфликтных зон в современной мировой политике, которая уже получила «кодовое» международное название – южная дуга нестабильности.
А в дополнение, как и положено в зонах нестабильности, прикаспийские государства постоянно вооружаются, усиливают свое военно-морское присутствие. И лидерство в этом процессе по некоторым направлениям, похоже, уже переходит от России к Азербайджану, что не должно остаться без внимания российского политического и военного руководства.
После распада СССР межгосударственные противоречия вышли на первый план в геополитической обстановке в Каспийском регионе.
Пять прикаспийских стран (Азербайджан, Иран, Туркмения, Россия и Казахстан) уже длительное время тщетно пытаются договориться относительно правового статуса Каспия. А сама каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и непредсказуемую.
Коллаж Андрея Седых
Соотношение военно-морских сил и раньше оказывало существенное влияние на ситуацию в регионе, однако именно на современном этапе военный фактор прочно связан с внешнеполитическими устремлениями прикаспийских государств защищать и отстаивать свои интересы на региональном уровне посредством военной силы или по крайней мере акциями устрашения.
Для России район Каспийского моря важен не столько с ресурсных позиций, сколько как зона геостратегической значимости с точки зрения национальной безопасности на юге страны.
Особенность региона для Российской Федерации заключается в том, что почти все факторы, воздействующие на развитие событий, работают против России. Это требует от российской внешней политики предотвратить надвигающийся слом линии безопасности на юге.
Существует множество вариантов деления Каспия. Например, Россия и Казахстан предлагают разделить морское дно и его ресурсы между всеми прибрежными государствами, определить квоты этих стран в рыбном промысле, но оставить акваторию моря в общем пользовании.
Азербайджан призывает распределить все ресурсы, исходя из международного морского права, то есть разделить и дно, и акваторию моря четкими межгосударственными границами.
По варианту Туркменистана предлагается выделить долю каждой стране региона в добыче энергетических и рыбных ресурсов, но при этом оставить в совместном пользовании центральный сектор Каспийского моря.
В данном вопросе наиболее жесткой является позиция Ирана – выделить каждой стране по 20 процентов площади акватории и дна, против чего выступает, в частности, Азербайджан. Однако по этому варианту остается нерешенным также вопрос определения координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана.
По другому варианту Ирана акватория останется в общем пользовании, но за каждой страной надо закрепить равную долю в освоении нефтегазовых и рыбных ресурсов.
Несмотря на высокий уровень заинтересованности многих международных структур в решении вопросов сотрудничества со странами региона, развитие общей ситуации вызывает обеспокоенность.
В 2004 году администрация США объявила о начале реализации инициативы «Каспийская охрана» (Caspian Guard) по оказанию помощи ряду прикаспийских стран СНГ в создании систем контроля акватории Каспийского моря, а также формировании специальных сил для охраны экспортных магистральных трубопроводов.
В программе «Каспийская охрана» поставлены следующие основные задачи: построение системы наблюдения за воздушным и морским пространством, создание сил быстрого реагирования и пограничного контроля, подготовка воинских контингентов стран-участниц и оказание экономической и политической помощи партнерам. США планируют помочь Азербайджану, Туркмении и Казахстану развивать военно-морские силы.
Россия выразила недовольство по поводу американских инициатив и в свою очередь выступила с инициативой создать в Прикаспийском регионе коллективные силы быстрого реагирования, сформированные из военнослужащих только прикаспийских стран. Иран поддержал Россию.
Вносит свою лепту в милитаризацию Каспия и Европа – ЕС выступил с идеей создания Стабилизационного пакета для Каспийского региона и совместных войск под эгидой ОБСЕ. Позиция России однозначна и недвусмысленна. «Так как Каспий является внутренним морем прибрежных стран, охрана морских границ – прерогатива самих этих государств, которые в услугах третьих стран не нуждаются», – отмечал представитель посольства РФ в Азербайджане.
После распада СССР советская Каспийская военная флотилия была поделена между новыми независимыми государствами Прикаспия, причем командование соединенными войсками морских сил Туркменистана и Казахстана первоначально осуществлялось исключительно Россией. Казахстан и Туркменистан в добровольно-принудительном порядке отказались от своей доли в разделе флотилии.
В настоящее время состав ВМС Азербайджана включает бригаду надводных кораблей, состоящую из дивизиона сторожевых, дивизиона десантных кораблей, дивизиона тральщиков, дивизиона поисково-спасательных судов и дивизиона учебных судов, и бригаду кораблей охраны водного района. Практически все корабли и суда базируются в Баку. Также в структуру ВМС включены батальон морской пехоты (2000 человек), разведывательно-диверсионный центр специального назначения, береговые части и подразделения, военный судоремонтный завод (бывший 23-й военный завод ВМФ СССР).
Всего в состав азербайджанских ВМС входят 14 боевых кораблей и катеров, 23 вспомогательных судна. Вспомогательный флот представлен более чем двумя десятками разных судов. Общая численность личного состава ВМC Азербайджана на 2008 год – 3500. Резервом является береговая охрана в составе бригады патрульных кораблей.
Баку намерен в рамках борьбы с международным терроризмом разместить вдоль Каспийского побережья семь РЛС. С помощью Пентагона Азербайджан создал подразделение военно-морских сил специального назначения.
Авиационную поддержку ВМС и береговой охране могут оказать ВВС Азербайджана, только на берегу Каспия они имеют три авиабазы: «Насосная», «Ленкорань» и «Кала». В составе ВВС есть фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-21, штурмовики Су-25, вертолеты различного назначения, военно-транспортные самолеты.
Иран сейчас – вторая военно-морская держава на Каспии после России. Национальные ВМС в этом регионе представлены двумя командованиями различных силовых структур: ВМС армии и ВМС КСИР. В их боевом составе имеются подразделения береговой охраны и легкие (катерные) подразделения. На вооружении ВМС армии и КСИР Ирана на Каспии находятся от 50 до 90 боевых и вспомогательных единиц корабельного состава, корпус морской пехоты, силы береговой охраны и морская авиация – всего до 3000 человек.
В настоящее время Иран способен в короткое время в полтора раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива.
До 2003 года Казахстан имел на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. Основные силы его флота сегодня состоят из 16 сторожевых и патрульных катеров, двух рейдовых тральщиков, двух гидрографических катеров, личный состав – 3000 человек. В Актау и Атырау – аэродромы базирования морской авиации: шесть Ми-8, шесть Ми-6. Кроме того, в Актау дислоцирована база бригады береговой обороны, в Атырау развернут батальон морской пехоты.
Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям Казахстан может задействовать авиацию своих ВВС (сил воздушной обороны). Только на авиабазе «Актау», расположенной в непосредственной близости от Каспийского моря, находится 14 Су-25, два Су-25УБ, 16 Су-27П, два Су-27УБ.
Военно-морские силы Казахстана укрепляют береговую оборону на Каспии с помощью новой противокорабельной ракетной системы Exocet MM40 Block 3, протокол о намерениях подписали представители ВМС Казахстана, АО «НК «Казахстан Инжиниринг», MBDA и INDRA Sistemas в рамках международной выставки военно-технического имущества KADEX-2012 в Астане. Система береговой обороны на основе Exocet позволяет брать под контроль большее пространство акватории Каспия и к тому же способно противостоять серьезным угрозам.
Туркмения также продолжает наращивать военное присутствие на Каспии и планирует закупать для ВМС самые совершенные военные катера и вооружение.
Все патрульные катера сведены в бригаду кораблей охраны водного района. Самые современные корабли: два катера «Соболь» проекта 12200 и два ракетных катера проекта 12418 типа «Молния». В ВМС имеется от батальона до бригады морской пехоты, фактически на нее возложены задачи обороны побережья. Численность личного состава флота вместе с береговыми службами – порядка 2000.
На вооружении ВВС Туркмении находятся до 250 вертолетов и самолетов, включая истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23/МиГ-23У, МиГ-21 и штурмовики Су-25.
Авиация ВВС Туркменистана используется в том числе и для патрулирования Каспийского моря, компенсируя тем самым недостаточную мощь флота. В то же время она может привлекаться для решения боевых задач в акватории.
Изменение приоритетов России на Каспии произошло в 2000 году, этому способствовало усиление военно-политического присутствия США в прибрежных территориях Кавказа и Центральной Азии в начале 2000-х. В этой связи Россия пошла на наращивание своих военных сил в регионе Каспийского моря, способных обеспечить безопасность энергетических месторождений, защиту экономических российских интересов и выполнение задач по охране южных рубежей государства.
В настоящее время российская Каспийская флотилия состоит из 14 боевых кораблей и катеров, в том числе двух сторожевых кораблей проекта 11661К «Татарстан» и «Дагестан», двух малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Астрахань» и «Волгодонск».
В состав флотилии входят 847-й отдельный береговой ракетный дивизион (Астрахань), 77-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты (Каспийск), дивизион судов обеспечения и дивизион спасательных судов, а также вертолетная эскадрилья.
Недавно береговые части флотилии пополнились новейшим ракетным комплексом «Бал». Кроме того, для нее заложено уже четыре малых ракетных корабля проекта 21631 типа «Град Свияжск».
Береговая охрана российских пограничников тоже имеет современные корабли, к примеру, на Каспии служат катера проекта 14310 «Мираж» и проекта 12150 «Мангуст», вскоре должен войти в состав ПСКР «Бриллиант» (завод № 502) проекта 22460.
На сегодня ситуация на Каспии обостряется на фоне зашедших в тупик переговоров, что на руку внешним игрокам, прежде всего США и, как считают некоторые международные эксперты, Китаю. Но вот кто проиграет – это Европа, обратившая внимание на каспийскую нефть после начала войны против Ливии и возлагающая на регион серьезные надежды.
Многие аналитики пугают Россию развитием военно-морских сил Азербайджана. Пока же они не доставляют особого беспокойства основным военно-морским соперникам на Каспии – ВМФ России и ВМС Ирана, тем более что в их составе нет морской авиации и корабельный состав в основном имеет устаревшие корабли. В среднесрочной перспективе все может измениться, очень серьезные у этой страны партнеры: США, Израиль и Турция.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.