«Я твердо верю, что братские партии и братские страны непременно сплотятся вновь»
Хо Ши Мин
«Я твердо верю, что братские партии и братские страны непременно сплотятся вновь»
Хо Ши Мин
В Москву с визитом по приглашению В.Путина прибыл президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг. В ходе визита будут обсуждаться вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере, строительства АЭС, наращивания товарооборота, военного сотрудничества и другие. Среди прочего обсуждается вопрос возвращения России на знаменитую вьетнамскую военную базу Камрань.
Сегодня главком ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Чирков сделал довольно неожиданное заявление:
«Мы продолжаем работу по обеспечению базирования сил ВМФ за пределами Российской Федерации. В рамках этой работы на международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама»
Эти слова удачным образом совпали с визитом в Москву вьетнамского руководителя товарища Чыонг Тан Шанга, который оперативно на них отреагировал:
«Что касается России, то с ней нас связывают давнее сотрудничество и стратегическое партнерство. Это партнерство будет развиваться и впредь. Поэтому мы предоставим России преимущества в Камрани, в том числе в целях развития военного сотрудничества», - сказал президент в эфире радиостанции «Голос России», однако, добавив. - После того как ваша страна (Россия) ликвидировала там свое военное присутствие, Вьетнам взял Камрань полностью под свое управление. Одна его часть используется в военно-технических целях, другая - в целях экономического развития республики. Мы ни в коем случае не намерены кооперироваться ни с какой из стран в целях военного использования порта Камрань. Вьетнам - единственный хозяин своей земли... Я ещё раз подчеркиваю: Камрань - это вьетнамский порт».
Однако о строительстве российской военной базы здесь пока речи и не ведется. Создание же здесь пункта материально-технического снабжения в текущей ситуации выглядит вполне разумным решением, и то, что Вьетнам его поддержал – факт отрадный.
Впрочем, в словах вьетнамского лидера чувствуется обида. Действительно, с точки зрения вьетнамцев былой отказ России платить арендную плату за военную базу и брать на себя обязательства по ее модернизации, наверное, выглядят не совсем по-товарищески.
Напомним, что база Камрань в одном из лучших глубоководных портов в мире, была передана Вьетнамом СССР в безвозмездное пользование на срок в 25 лет в 1979 году. При этом такое решение удовлетворяло прагматические интересы обоих сторон. Вьетнам после войны с Китаем рассматривал советское присутствие как гарантию от повторения агрессии, а СССР как плацдарм противостояния США в регионе.
Довольно быстро база была модернизирована нашими усилиями и наполнена военной техникой, превратившись в весьма серьезный форпост СССР. Во время ее реконструкции в начале 80-ых численность советского персонала с семьями здесь перевалила за 10 тыс. человек.
Однако в 90-ые годы начался вывод советской техники из Камрани. В итоге персонал базы составил всего 100 человек, которые по естественным причинам не были в состоянии содержать территорию в 100 кв.км. Техническое состояние базы пришло в плачевное состояние, что обернулось закономерным итогом – в 1995 году при посадке в Камрани разбилось 3 самолета Су-27 из эскадрильи «Русские витязи».
Глядя на такое отношение к делу, вьетнамцы начали испытывать тихое недовольство. Смотреть как умирает один из лучших военных объектов страны, наверное, и впрямь было не просто. Поэтому Вьетнам потребовал от России платить арендную плату в 500 млн. долларов в год и даже пригрозил в противном случае передать базу КНР или США. Мы же в ответ предложили списывать арендную плату из суммы госдолга Вьетнама перед СССР, который составлял более 10 млрд. долларов, но вьетнамцы на такие условия не согласились. Что согласитесь в свою очередь, тоже не совсем по-товарищески.
В итоге, когда к власти пришел В.Путин, он в числе своих первых поездок посетил Вьетнам. Сейчас нередко приходится слышать мнение о том, что «Путин сдал Вьетнам». Однако нужно понимать, что решение об уходе из Камрани в то время было единственно верным. Во-первых, для страны была на счету каждая копейка, а вьетнамцы требовали не только арендной платы, но и инвестиций в модернизацию огромной базы. Во-вторых, наполнять базу было просто-напросто нечем. От былого могущества советского ВМФ не осталось и следа, а техники едва хватало на обеспечения безопасности собственных территориальных вод. В-третьих, Путин с самого начала своего руководства, взял курс на сближение с Китаем, и дразнить соседа в тех условиях было далеко не самым лучшим решением. Иными словами, ситуация была настолько аховая, что Россия была вынуждена сосредоточиться на восстановлении собственных военно-морских объектов, на время забыв о былых амбициях.
В результате, в 2001 году Россия объявила о намерении не возобновлять договор аренду с Вьетнамом, уже в следующем году покинула базу Камрань.
С тех пор изменилось многое. Россия преодолела финансовые трудности (во что многие упорно не хотят верить), начала вновь громко заявлять о себе на международной арене. Но самое главное – начался процесс восстановления ВМФ.
Сегодня же Чирков заявил о намерении возобновить серийное строительство неатомных подводных лодок «Лада». Технический проект подлодки «Лада» утвержден, серийное строительство последующих кораблей будет возобновлено. По словам Чиркова, уже существует действующий макет.
Начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Александр Татаринов ранее заявил о развертывании строительства десятков кораблей различного назначения, включая четыре стратегические АПЛ, две многоцелевые подводные лодки с крылатыми ракетами, начале работы по проектированию и строительству кораблей «Владивосток» и «Севастополь».
Поэтому решение об открытии новых пунктов материально-технического снабжения вполне оправдано – никакой дееспособный флот не может обойтись без таких пунктов. Что же касается непосредственно Вьетнама, то восстановление нашего присутствия здесь отвечает современным тенденциям. Ведь АТР становится одним из важнейших регионов мира. Здесь на наших глазах разворачивается ключевой акт противостояния США и Китая. И, коли уж мы заявляем о себе, как о великой державе, самоустраняться от глобальных процессов нам нельзя никак.
«Отношения между Вьетнамом и Советским Союзом, а затем Российской Федерацией традиционно носят дружественный и долгосрочный характер. Тесное взаимодействие народов двух наших стран длится не один десяток лет. Старшее поколение вьетнамцев помнит о вашей безвозмездной, искренней и эффективной поддержке, оказанной нам в трудные годы борьбы за независимость. Я уверен, что и последующие поколения никогда не забудут о ней, и будут знать, каково значение этой помощи для вьетнамского народа», - сказал товарищ Чыонг Тан Шанг в своем интервью в Москве.
При этом он отметил, что за последние 10 лет эти отношения развивались, особенно в части нефтегазового сотрудничества. Действительно, наши компании «Газпром», «Зарубежнефть» успешно работают с «Петровьетнам» (наследницей «Вьетсовпетро»). Подключаются к сотрудничеству с Вьетнамом и «Лукоил» с «ТНК-ВР».
Помимо этого Россия строит для Вьетнама первую АЭС «Ниньтхуан-1», что тоже говорит о высоком уровне доверия к нашим специалистам.
Более того, Вьетнам вновь подтверждает желание присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии. Эта тема будет обсуждаться в ходе проходящего визита Чыонг Тан Шанга в Москву.
Однако при всех радужных перспективах сотрудничества наших стран, следует признать, что мы упустили немало возможностей. Вьетнам последние годы растет стремительно и многие привлекательные отрасли здесь уже заняты инвесторами из КНР и США. Впрочем, в отношениях и с теми и с другими у «братской страны» сохраняется взаимное недоверие, возможно на этой волне, Россия сможет вернуть себе утраченные связи.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.