Украина почти полностью потеряла свой плацдарм в Курской области. На данный момент контролируемая ВСУ территория там сузилось до двух небольших приграничных плацдармов и продолжает сокращаться.
Украина почти полностью потеряла свой плацдарм в Курской области. На данный момент контролируемая ВСУ территория там сузилось до двух небольших приграничных плацдармов и продолжает сокращаться.
Даже из комментариев Зеленского следует, что операция подходит к концу. Президент заявил, что свои задачи она уже выполнила – оттянула силы РФ с других направлений, не допустило глубокого продвижения россиян на Донбассе и атаки на Сумскую область.
Хотя ещё в феврале он заявлял, что никто курскую операцию завершать не планирует, ВСУ держатся там крепко и в ближайшее время россияне Курский плацдарм "срезать" не смогут.
При этом Зеленский тогда совсем иначе чем сейчас формулировал задачи операции. Они, по его словам, заключались в том, чтобы удержать плацдарм, а затем обменять его на часть захваченной россиянами территории. Например, на Запорожскую АЭС.
И сейчас, после фактической потери этого плацдарма, данная задача уже не может быть выполнена.
В связи с этим, выглядит крайне сомнительной версия о договорняке, в результате которого якобы ВСУ сами ушли из Курской области в преддверии переговоров. Наоборот – на этих переговорах Киев был намерен использовать плацдарм как один из важнейших козырей. И потерял он его не по своей воле.
Как все происходило мы уже много раз писали. С конца февраля, после взятия Свердликиво, россияне получили огневой контроль над трассой на Суджу. Это резко ухудшило позиции ВСУ на всем плацдарме, так как сильно затруднило логистику. А обвал фронта произошел после того как российские штурмовики смогли по трубе зайти в тыл украинских войск 8 марта. После этого украинские войска начали общее отступление.
И, фактически, сейчас козырь из рук Киева этот выбит. Впрочем, он и до того был не очень сильным, так как размер плацдарма был небольшим и вряд ли бы побудил Путина идти на какие-то серьезные уступки по территориям в Украине. Другой ситуация была бы, если б ВСУ подошли к Курску или же к Курской АЭС. Но они этого не смогли сделать, будучи остановленными на дальних подступах.
Также сомнительно выполнение и других задач, на которые сейчас делает упор Зеленский – оттягивание сил с других фронтов.
В этом плане Курская операция сыграла скорее в минус, подчеркнув крайнюю ограниченность украинских резервов.
Безусловно, и россияне были вынуждены отправить в Курскую область значительные силы. Однако важно смотреть на конечный результат.
Из-за переброски наиболее боеспособных соединений ВСУ в Курскую область с августа сильно просел фронт на Донбассе. Именно тогда россияне ускорили свое продвижение, заняв, по итогу, Селидово, Горняк, Украинск, Курахово – всю линию обороны, которую ВСУ долго готовили для сдерживания натиска с востока. И фронт был отодвинут от Донецка и Мариуполя на десятки километров.
По сути, Киев в прошлом году "разменял" Курский плацдарм на значительную часть Донецкой области. Но сейчас плацдарм фактически потерян, а территории на Донбассе так и остались под контролем россиян (и они там продолжают наступление). То есть, по итогу, конечной результат для Украины оказался сугубо минусовым.
Что касается аргумента о том, что наступление в Курской области предотвратило атаку армии РФ на Сумскую область, то, во-первых, само по себе наступление стало успешным из-за сравнительной немногочисленности российских сил на этом участке границы (то есть, они вряд ли готовились тогда к масштабному броску на Сумы). А во-вторых, для сдерживания наступления в любом случае потребовалось бы меньше сил, чем для наступления на Курскую область и последующее удержание плацдарма. А значит и на других участках фронта не было бы такой "просадки" из-за нехватки сил ВСУ.
Помимо военных назывались и политические цели операции в Курской области.
В первую очередь – поднять боевой дух Украины, вернуть веру общества и западных партнеров в способность ВСУ одерживать победы, разбить аргументы тех, кто предлагал договариваться с Москвой и заканчивать войну, убедить США в "слабости" РФ, в том, что не нужно бояться угроз Москвы, а надо давать дальнобойные ракеты и расширять прочую помощь.
В "моменте" некоторые из задач были выполнены – моральный дух действительно был на некоторое время поднят, на Западе были сильно впечатлены. Однако, вскоре наступление РФ на Донбассе и российское контрнаступление в Курской области все это свело на нет.
Не сильно зашла тема о "слабости России". После успеха в Курской области ВСУ нигде более подобный прорыв повторить не смогли, хотя и пытались. Это указывало на то, что, в случае с Курском, речь шла не о системных проблемах с боеспособностью российской военной машины, а о локальном случае, связанным, судя по всему, со слабостью командования на местах, которое не смогло оценить обстановку и организовать оборону. Тем более, что там была "черезполосица" различных подразделений – армия РФ, включая срочников, "Ахмат", пограничники (значительная часть последних буквально сразу сдалась в плен, что также повлияло на ситуацию).
По итогу, иформационно-политический эффект от прорыва ВСУ был хоть и немалым, но кратковременным, не повлиял в целом на отношение Запада к перспективам войны, а после нынешней потери плацдарма оказался, по итогу, вообще негативным.
Правда, у Курского прорыва была еще одна цель, судя по заявлениям Киева и акцентам в западных СМИ. Причем, не исключено, что она могла быть главной во всей операции.
Это – подрыв доверия к Путину и дестабилизация ситуации в России.
И, первоначально, определенный успех был. Главной союзницей и помощницей Украины в этом деле выступила та же группа внутри российской власти и спецслужб, которая в 2022-2023 годах двигала Пригожина и готовила почву для его мятежа через подконтрольную сетку Z-пабликов, которые дискредитировали военно-политическое руководство России.
После провала мятежа и гибели Пригожина градус "зрады" сильно снизился. Однако группа эта никуда не исчезла и мощно проявила себя вскоре после начала Курской операции ВСУ. Подконтрольные ей Z-паблики подняли волну паники и истерики. Правда, волна эта была российскими властями быстро погашена. И, в целом, ситуация под контролем удержана и сильного роста негатива в отношении политики Путина не было, хотя рейтинг его тогда несколько просел.
Однако, этот опыт показал для Украины и Запада "точки уязвимости" во внутрироссийском информационно-политическом поле. И когда украинские власти и "партия войны" на Западе говорят о том, что не нужно ни о чем с Путиным договариваться, а нужно воевать дальше, потому что "Россия обязательно рухнет", расчет, в том числе и есть всю на ту же группу, которая уже дважды пыталась качать ситуацию в РФ – перед мятежом Пригожина и после начала Курского наступления ВСУ.
Зачем группа это делает есть разные версии. Начиная от внутриаппаратной борьбы различных ведомств и "башен Кремля" за влияние и заканчивая попыткой дестабилизировать ситуацию в РФ с целью свергнуть Путина.
Но, так или иначе, можно констатировать, что подконтрольные данной группе паблики системно разжигают все существующие в российском обществе противоречия – между народом и властью/чиновниками, между богатыми и бедными, между теми, кто на фронте, и теми, кто в тылу, между русскими и мусульманами, между солдатами и командирами.
Впрочем, пока, как видим, российские власти быстро купируют "волны зрады".
Но если война затянется, а различные проблемы внутри РФ будут нарастать по мере усиления тягот военного времени, тогда данная группа, не исключено, вновь попытается сыграть в свою прежнюю партию.
К слову, именно подконтрольные ей Z-паблики сейчас наиболее активно выступают против скорейшего прекращения огня.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.