HR-эксперт Наталья Слинько: Возможностей взять людей на полную занятость становится все меньше.
HR-эксперт Наталья Слинько: Возможностей взять людей на полную занятость становится все меньше.
Украинский рынок труда, как и страна в целом, переживает сложные времена. Еще в конце 2023 года эксперты прогнозировали ощутимый дефицит кадров, и это действительно стало большой проблемой рынка. По данным исследования компании GRC.UA, с дефицитом кадров на все категории работников сталкивается шесть из десяти отечественных компаний. В то же время, говорят эксперты, сегодня украинский рынок труда нельзя однозначно назвать рынком работодателей или рынком соискателей. С одной стороны, бизнес испытывает дефицит кадров и сложности в подборе персонала, а с другой – многие специалисты сталкиваются с трудностями в трудоустройстве.
Насколько специалисты на рынке отвечают потребностям работодателей? Как происходит стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями? Почему война сделала работодателей более гибкими и что это значит конкретно? Эти и другие вопросы редакция Коротко про обсудила с директором консалтинговой компании TalentMatch, HR-экспертом Наталией Слинько.
- Наталья, какие, на ваш взгляд, главные итоги украинского рынка труда в 2024 году? Появились какие-то новые тенденции в результате войны?
- Главными итогами можно считать увеличение дефицита хороших специалистов на рынке, а также увеличение отказов кандидатов от предложений – это вообще яркая тенденция, которой раньше не было. Кандидаты рассматривают несколько предложений одновременно и могут выбрать конкурентов. Значение имеет все: и возможность бронирования, и заработная плата, и условия работы, и возможность работать удаленно, и социальный пакет.
Также соискатели внимательно относятся к выбору людей, с которыми они будут работать, важны как руководитель, так и команда. Бывают случаи, когда человек увольняется через несколько месяцев только потому, что ему не подошли коллеги и атмосфера в офисе.
- Сбылись прогнозы, которые эксперты давали в конце 2023 года? Что изменилось в прошлом году по сравнению с 2023-м?
– Один из главных прогнозов на 2024 год был связан с увеличением дефицита на рынке труда. Осенью 2023 года украинские предприятия активизировали борьбу за выживание, и можно было прогнозировать, что поиск работы будет сложнее. Так и произошло, а мобилизационные изменения, законы о бронировании и введении реестра "Резерв+" только усугубили ситуацию.
Еще один важный прогноз касался роста зарплат, и он осуществился 50 на 50. Сейчас дефицит кадров сохраняется не только вследствие физической нехватки работников, но и потому, что соискатели и работодатели не находят понимания относительно размера заработной платы. Многие работодатели просто не могут позволить себе конкурировать зарплатами.
– Насколько специалисты на рынке сегодня отвечают потребностям работодателей?
– Хорошие специалисты на рынке есть, нельзя говорить, что квалифицированные кадры все уехали или все мобилизованы. Но они знают себе цену. И когда такие специалисты выходят на активный поиск, есть немало предложений, и они выбирают.
Что касается неквалифицированных специалистов, то в последнее время, вместо того чтобы набирать молодых специалистов и постепенно обучать их бизнес-процессам, работодатели все чаще пытаются автоматизировать задачи, используя искусственный интеллект. Но здесь следует сказать, что в долгосрочной перспективе предприятия, которые экономят на учебе молодежи, все же проигрывают битву в целом. Ибо через 5-7 лет у них не будет кого привлекать. Они не смогут себе позволить квалифицированных специалистов, если сегодня их не научат.
Также не могу не сказать об ожиданиях некоторых работодателей, которые живут в какой-то параллельной реальности и предъявляют к кандидатам требования, которых вообще не должно быть - от определенного возраста до владения всеми возможными навыками. Кажется, что в процессе принятия неизбежного они так и не вышли из первой стадии отрицания.
- А какие ожидания по безработице? Она будет расти?
– Безработица может расти, потому что часть предпринимателей уйдет в тень. Некоторые ФЛПы уже закрыли свои бизнесы, некоторые закроют в ближайшее время в связи с новыми налогами и будут искать работу по найму. Но далеко не все работодатели сегодня готовы трудоустраивать сотрудников официально. Мы вроде бы нырнули в 90-е, когда рынок труда восстанавливался и только возвращался в цивилизованные рамки, и многие соглашались работать неоформленными.
То есть сейчас наблюдаем парадокс: с одной стороны, не хватает специалистов и они могут выбирать, с другой – не хватает работы тем, кто раньше был самозанят, а сейчас ищет работу.
– Так все же сегодня в Украине сложился рынок работодателей или соискателей?
– На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. С точки зрения поиска и выбора – это рынок искателя, потому что именно он решает, к кому он пойдет. С точки зрения заработной платы – это рынок работодателя, поскольку предложение ограничено.
Многие женщины во время войны овладели, казалось бы, «неженской» профессией дальнобойщика. Фото: ФБ Reskilling Ukraine
– Сейчас мы наблюдаем, как женские профессии становятся мужскими (например, мужчины на кассах супермаркетов и учителя), а мужские – женскими (например, водители). Но в Европе уже давно нет такого деления, и там мужчины спокойно сидят за кассами, а женщины водят автобусы. Можно ли говорить о том, что мы тоже шли к такому «стиранию границ», а война просто все ускорила?
- Я бы сказала, что наконец-то работодатели начали видеть в кандидате прежде всего специалиста и человека, а не его пол. Мы пока не добрались разве что до воспитательниц и нянь в детских садах. Вот когда это произойдет, сможем сказать, что преодолели дискриминацию по полу. А пока это долгий путь, когда мы растем как общество.
– Эксперты часто говорят, что война сделала украинских работодателей более гибкими, а что это значит конкретно?
– Как я уже говорила выше, многие работодатели не могут себе позволить конкурировать зарплатами, поэтому действительно появилась гибкость в условиях труда. Сегодня можно совмещать работы, оформляться по совместительству. Кстати, по совместительству часто берут забронированных, чтобы быть уверенными, что человек будет гарантированно работать и выполнять определенный объем работы. И эта модель разделения забронированных работников между несколькими предприятиями будет сохраняться и дальше.
Также популярно выведение задач на аутсорсинг. Компании принимают внештатных сотрудников, которые могут работать удаленно. Конечно, большинство работодателей хотели бы видеть сотрудников в офисе, но в нынешних условиях готовы на более гибкую модель работы.
Более того: сейчас мы на пороге шага, когда работодатели будут готовы на гибкие часы работы. Я уже вижу, что крупные компании предлагают выбирать часы работы, когда это разрешают производственные процессы. В первую очередь, это подходит студентам, молодым мамам, пенсионерам, которые по мере своей возможности работают столько, сколько могут. Они получают деньги за эти часы, а остальные часы компания перекрывает другими сотрудниками. К сожалению, возможностей взять людей на полную занятость у компаний становится все меньше.
– Насколько часто, по вашим наблюдениям, бизнесы сегодня уходят в тень и какие главные причины?
– Некоторых сотрудников работодатели просто скрывают от мобилизации. То есть привлекают к работе неофициально и рекомендуют не выходить из дома. Но главная причина роста теневой занятости – это все-таки налоговая политика. Новые налоги загоняют бизнес в тень – это наша реальность.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.