На пленарном заседании депутаты не захотели вернуться к 30 тысячам гривен военным.
На пленарном заседании депутаты не захотели вернуться к 30 тысячам гривен военным.
В причинах и последствиях разбирались Vesti.ua.
10 апреля 2023 года Верховная Рада приняла закон, одна из правок которого возвращала доплаты в 30 тыс. грн. ежемесячно военнослужащим (независимо от того, на фронте они или в тылу), а также полицейским и сотрудникам ГО. Ранее Кабмин пересмотрел условия выплаты данных сумм: оставили только тем, кто работает в зонах боевых действий, и исключительно за период выполнения боевых задач.
Таким образом, депутаты восстановили справедливость, как отмечали активные сторонники правки в своих пабликах. Эту норму поддержали фракции: "Евросолидарность" (19 "за"), "Голос" (12 "за"), "Батькивщина" (14 "за"), "Платформа за жизнь и мир" (17 "за"), группа "Разумная политика" во главе с Дмитрием Разумковым (который является соавтором закона), внефрационные депутаты, группы "Довіра" (15 "за"), "Відновлення України" (13 "за"), "За майбутнє" (10 "за") и 146 депутатов из президентской фракции "Слуга народа".
Почти сразу после принятия законопроекта была названа сумма, необходимая для возобновления выплат, – около 150 млрд грн. Депутат Игорь Фрис тогда заметил: нужно вносить правки в госбюджет и "где-то взять эти миллиарды".
Сразу же появились предложения, где взять необходимые миллиарды. Так, Дмитрий Разумков указал на экономию от "потолка" зарплат топ-чиновникам, должностным лицам в органах власти, а также народным депутатам, членам набсоветов, руководителям госпредприятий и госструктур. Ярослав Железняк подсчитал: в лучшем случае, экономия даст 2-3 млрд грн., а для выплат нужно минимум 159 млрд грн. до конца года.
В накалившейся атмосфере 11 апреля 2023 года появляется блокирующее постановление народного депутата фракции "Голос" Владимира Цабаля: парламентарий предлагал отменить результаты голосования по закону с правкой о 30 тыс. грн.
Промежуточный результат: закон завис в парламенте – как минимум до рассмотрения проекта блокирующего постановления Владимира Цабаля. Но на ближайшем пленарном заседании 2 мая этот пункт не появился в повестке. Скорее всего, он не всплывет и на последующих пленарках.
В целом власть оказалась на растяжке. С одной стороны, прямая отмена выплат ударит по рейтингам, с другой – денег нет. Поэтому слово дали самим военным.
Министр обороны Алексей Резников, министр внутренних дел Игорь Клименко, главком ВСУ Валерий Залужный, начальник Генштаба ВСУ Сергей Шаптала, глава Госпогранслужбы Сергей Дейнеко, командующий Нацгвардией Юрий Лебедь и глава СБУ Василий Малюк обратились с письмом к Верховной Раде с просьбой отложить рассмотрение проекта блокирующего постановления.
Напомним, проектом постановления предлагается отменить результаты голосования за закон с нормой о 30 тыс. грн. Пока постановление не будет рассмотрено в зале, закон останется лежать в парламенте без движения.
Военные предлагают создать совместную с депутатами, членами Кабмина и Генштабом ВСУ рабочую группу и до конца мая разработать и внести в парламент законопроект, который урегулирует вопросы оплаты труда военных. Потому что правка о 30 тыс. грн. не решает вопрос оплаты срочникам и курсантам, а также не учитывает особенностей службы в различных регионах.
Письмо опубликовал в своем Telegram-канале 2 мая 2023 года лидер фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. Судя по всему, это и есть компромисс, к которому в итоге пришли сторонники и противники "закона о 30 тыс. грн.", ведь в самой фракции СН инициатива военных воспринята положительно.
Таким образом, история выглядит замороженной. Но только на первый взгляд.
Народный депутат фракции ЕС Алексей Гончаренко уверен, что проблему мог бы решить президент Зеленский, воспользовавшись правом вето. Но это ударило бы по его имиджу. Поэтому было принято решение блокировать закон в парламенте через проект постановления об отмене результатов голосования. Без голосов "слуг народа" принять блокирующее постановление невозможно, а поддержка постановления дискредитирует СН. Нардеп полагает, что депутаты использовали военных, к которым наивысшее доверие, чтобы те публично отказались от денег. Теперь процесс затянется, "никто ничего не решит", прогнозирует Гончаренко, поскольку рабочая группа – это как раз инструмент для затягивания.
В любом случае, деньги где-то взять придется. И это беспокоит МВФ. "Поиск ресурсов такого масштаба, вероятно, предусматривает резкие краткосрочные налоговые меры или существенные займы на внутреннем финансовом рынке, однако такие меры практически невозможны без очень негативного влияния на экономику и финансовый рынок", – заявил постпред МВФ в Украине Ваграм Степанян.
Придется повышать НДС на 4% и военный сбор в три раза, рассказал министр финансов Украины Сергей Марченко, расширять расходы на 170 млрд грн., это невозможно. Более того, заявления о 30 тыс. грн. – популизм, считает он, ведь есть выплаты военным по 100 тыс. грн., по 50 тыс. грн., о которых никто не говорит, мотиваций внутри военного блока достаточно. "Надо иногда включать голову, а не просто брать и думать, что вот 30 тысяч всем надо заплатить. Кому – "всем", никто не знает, кому недоплачено – тоже вопрос, и этот вопрос должно решить военное руководство", – подчеркнул министр.
Поэтому гораздо вероятнее, что сейчас "играет" не политика, а экономика. Ведь изначально выплаты урезал Кабмин в период переговоров с МВФ, затем парламент попытался "исправить ошибку" правительства, но финблок Кабмина вынужден советоваться с кредиторами по решениям, требующим такого объема средств.
Все эти соображения мало волнуют тех самых военных, которым сначала дали, а потом забрали доплаты, рассказал Vesti.ua политтехнолог, специалист по репутации и доброволец Александр Кондратенко. По его словам, военнослужащие очень злы, а это не только бойцы ВСУ, но и пограничники, а также сотрудники МВД. "По факту, если люди имеют семьи и воюют, подставляя себя под пули и осколки, и не обязательно в районах активных боевых действий, без доплат у них нет никакой возможности обеспечить семьи", – отметил он. Есть несправедливость и в начислении тех выплат, что остались, буквально одни бойцы сидят в окопах и получают одни суммы, бойцы рядом с окопами – другие.
В подвешенном состоянии военнослужащим придется быть, скорее всего, не одну неделю и не один месяц. Закон может так и зависнуть без подписи спикера и, соответственно, без президентской подписи в парламенте, не исключает президент Украинского института политики Руслан Бортник. Прецеденты в украинской новейшей истории есть.
Четыре года без подписи
В 2012 году был принят, как утверждала тогдашняя оппозиция, с нарушениями Регламента, закон об основах языковой политики в Украине. В 2014 году парламент принял закон об отмене языкового закона, который на тот момент действовал. Но Александр Турчинов, спикер Верховной Рады, это решение не подписал, утверждая, что парламент должен принять закон на замену, чего депутаты не сделали. Без подписи спикера "отмененное" решение пролежало до 2018 года, пока КСУ не признал закон о языке 2012 года неконституционным.
Так можно будет избежать обострения в очень непростой ситуации, ведь письмо руководителей учреждений силового блока в какой-то мере снимает напряженность, но не в среде рядовых военных, которые остаются очень недовольными. "Для большинства из них не очень понятно и по большому счету их не интересуют споры, что нет денег, что их негде взять, что есть позиция кредиторов (МВФ). Зато они будут вспоминать, что у них эти выплаты были, и вряд ли приемлют аргументацию, которая сейчас озвучивается", – считает Руслан Бортник.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.