По данным лоббистской группы WindEurope, ЕС установил всего 16 гигаватт новых ветровых мощностей — примерно половину от годовой цели, заказы на турбины упали на 47%, а новые инвестиции — на 24 миллиарда евро (до 17 миллиардов евро). И ни один новый крупный морской ветроэнергетический проект не получил окончательного решения по поводу финансирования.
Попали в штиль
Эксперты сомневаются, что такими темпами Европа сумеет увеличить объем ветровой энергетики до 420 гигаватт к 2030 году (почти втрое больше текущего уровня), как это предполагает недавно утвержденная «зеленая» программа ЕС.
«Мы недостаточно быстро продвигаемся вперед и не достигнем наших целей к 2030 году»,— сказал Bloomberg Расмус Эррбо, глава европейского отдела по вопросам энергетики Orsted A/S, крупнейшего разработчика морских ветряных электростанций в регионе.
Такой прогноз он озвучил после саммита лидеров девяти европейских стран, расположенных у Северного моря (семь из ЕС плюс Норвегия и Великобритания), которые в понедельник собрались в бельгийском приморском городе Остенде обсудить вопросы развития ветроэнергетики.
Почти год назад Германия, Бельгия, Нидерланды и Дания опубликовали декларацию об ускорении строительства оффшорных ветроэнергетических установок, чтобы к 2030 году их мощность достигла 65 гигаватт (примерно в пять раз больше, чем сегодня). Великобритания планирует построить у своего побережья дополнительные ветряные электростанции на 50 гигаватт.
Но аналитики BloombergNEF прогнозируют, что к концу десятилетия эти пять стран достигнут общей мощности около 88 гигаватт, то есть около трех четвертей от заявленных целей.
Список причин такой ситуации включает медленные решения о выдаче разрешений на строительство объектов и влияние инфляции и сбоев в цепочке поставок.
Если ничего не изменится, шансов на достижение поставленных целей немного, считает старший аналитик Ember Крис Росслоу. Пока «ускорение довольно вялое» и не увеличится до 2025 года, приводит его слова Politico.
Надежды и сомнения
В этом году наблюдается некоторое улучшение ситуации: компании уже вкладывают новые средства в оффшорную ветроэнергетику. Но только для достижения основных целей, вероятно, потребуется, чтобы каждый проект шел как минимум четко по графику, если не с опережением. И есть много проектов с неопределенными результатами.
В их числе ветряная электростанция Hornsea-3 от Orsted, запланированная у восточного побережья Великобритании. Датская компания предупредила, что проект стоимостью восемь миллиардов фунтов стерлингов (десять миллиардов долларов) рискует не реализоваться, поскольку затраты резко выросли, намного превысив цену, по которой она согласилась продавать электроэнергию, выработанную по контракту с участием государства.
Наряду с британским проектом Orsted пытается принять окончательное инвестиционное решение по 2,5-гигаваттным оффшорным ветроэнергетическим проектам в Польше, известным как Baltica-2 и -3, которые компания разрабатывает вместе с PGE Polska Grupa Energetyczna SA.
«Мы полностью привержены продвижению обоих проектов. Мы работаем день и ночь»,— подчеркнул Эррбо.
Но в будущем Orsted хотела бы отказаться от контрактов на электроэнергию, поддерживаемых государством, в пользу соглашений с частными компаниями, добавил он. Такие соглашения помогли ее конкурентам Engie и EDP на прошлой неделе инвестировать в ветряную электростанцию стоимостью два миллиарда фунтов стерлингов у побережья Великобритании.
Встречный ветер
На реализацию морских ветроэнергетических проектов может уйти десятилетие, поэтому девелоперы, получающие фиксированный объем государственной поддержки, проигрывают из-за стремительного роста инфляции. Это влияет и на поставщиков, включая производителей ветряных турбин, которые осуществляют продажи на год или более вперед, то есть в конечную стоимость их продукции, согласованную заранее, не заложено резкое подорожание сырья.
Замедляют прогресс и «бюрократические» процессы выдачи разрешений — от трех лет в Германии до десяти лет в Италии, вызванные нехваткой административного персонала, отсутствием цифровизации и жесткими правилами биоразнообразия. В результате около 80 гигаватт ветровых проектов по всей Европе остаются на стадии получения разрешений.
Политики пытаются решить эту проблему. В марте страны ЕС и парламент достигли соглашения, согласно которому разрешения на ветроэнергетику должны быть выданы в течение двух лет, и придают проектам возобновляемой энергетики статус приоритетных общественных интересов.
Источник