Готовят ли власти запрет Украинской православной церкви и каковы будут последствия.
Готовят ли власти запрет Украинской православной церкви и каковы будут последствия.
События вокруг Украинской православной церкви значительно ускорились. На протяжении последних недель практически в ежедневном режиме идут сообщения о обысках СБУ в епархиях и в монастырях УПЦ, включая Киево-Печерскую Лавру.
А 1 декабря СНБО принял решения, которыми фактически открывается путь к запрету деятельности УПЦ на территории Украины.
Кроме того, были введены персональные санкции против известного мецената УПЦ экс-нардепа и бизнесмена Вадима Новинского, против наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла, а также против ряда иерархов УПЦ из Крыма, Донецкой, Луганской и Сумской областей.
Также прошли слухи о том, что уже в ближайшее время у УПЦ отберут Лавру.
Что в реальности происходит на религиозном фронте, что ждет УПЦ и как Церковь будет реагировать в случае, если власть подведет дело к ее запрету, разбиралась "Страна".
С ноября регулярно сообщалось об обысках, хотя и названные СБУ "контрразведывательными (в целях безопасности) мероприятиями", в Киево-Печерской Лавре и монастырях УПЦ поменьше, предъявлении подозрений ряду иерархов Церкви, например, митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану.
Речь, очевидно, шла о системной работе СБУ по УПЦ.
Что все это было частью общего плана власти показало обращение Владимира Зеленского, прозвучавшее 1 декабря. Президент сообщил, что состоялось заседание СНБО, на котором были рассмотрены "многочисленные факты связей отдельных религиозных кругов в Украине с государством-агрессором".
УПЦ не была упомянута, но, по всей видимости, она имелась в виду.
Зеленский заявил, что власть намерена создать "такие условия, когда любые зависимые от государства-агрессора деятели не будут иметь возможности манипулировать украинцами и ослаблять Украину изнутри".
Решение СНБО состоит из пяти пунктов.
Первое. Правительству поручено внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций.
Второе. Государственной службе по этнополитике и свободе совести поручено обеспечить проведение религиоведческой экспертизы Устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом и при необходимости принять предусмотренные законом меры.
Третье. Обеспечить проверку наличия правовых оснований использования религиозными организациями имущества, которое находится на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (Верхней Лавры).
Четвертое. Всем органам, в компетенцию которых входят вопросы в сфере обеспечения национальной безопасности, активизировать меры по выявлению и противодействию подрывной деятельности российских спецслужб в религиозной среде Украины. И применить персональные санкции (но о них ниже).
Пятое. Будет повышен статус и усилены возможности Государственной службы по этнополитике и свободе совести. Зеленский пообещал реформу этой структуры, которая позволит ей "реально защищать права и законные интересы украинцев и государства".
"Этими и другими решениями мы гарантируем Украине духовную независимость", - заявил президент.
Теперь о санкциях.
Решением СНБО их ввели против бизнесмена и крупного мецената УПЦ Вадима Новинского (бизнес-партнера Рината Ахметова по холдингу "Метинвест"), наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, а также против ряда иерархов УПЦ с захваченных Россией территорий Украины.
Вадим Новинский уже отреагировал на санкции, назвав их "преследованием за религиозные убеждения".
"Решение СНБО по применению ко мне персональных санкций я расцениваю как преследование за религиозные убеждения. Никаких других оснований для наложения санкций не существует. Конституция Украины гарантирует свободу вероисповедания, и я реализую это право как верующий и протодиакон УПЦ. Считая санкции незаконным преследованием из-за религиозных убеждений и последовательной поддержки УПЦ, буду обжаловать их применение в украинских и международных судах»", - заявил Новинский.
Параллельно развивалась ситуация с Киево-Печерской Лаврой, которая сейчас является центром УПЦ.
Как сообщил представитель Православной церкви Украины Евстратий Зоря, уже зарегистрирован устав Лавры как монастыря ПЦУ.
"1 декабря 2022 года был зарегистрирован устав Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (мужского монастыря) Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины). Сведения об этом юридическом лице в составе Поместной Церкви внесены 2 декабря в Единый государственный реестр", – написал он.
Эту новость многие сайты опубликовали как сообщение о том, что "Киево-Печерская Лавра перешла под контроль ПЦУ".
Однако вскоре это опровергли власти.
Министр культуры Александр Ткаченко в эфире телемарафона заявил, что речь о передаче Лавры ПЦУ на данный момент не идет. По его словам, президент дал два месяца на то, чтобы определить законность пребывания УПЦ в Лавре и в течение этих двух месяцев будут приниматься "те или иные решения".
Поясним ситуацию: для любых перемен в Лавре нужно решение Кабмина. Об этом недавно заявил и сам Зеленский, в ответ на петицию, в которой автор просил отдать Лавру ПЦУ.
Киево-Печерская Лавра разделена на две части: Нижнюю и Верхнюю лавры. Нижняя Лавра, включая лабиринты ближних и дальних пещер, была передана в аренду УПЦ на 50 лет в 2013 году.
Верхняя Лавра (а это 15% территории, но на ней находится главный храм - Успенский собор) остается под управлением правительства (а точнее - в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника).
Таким образом, если будет принято политическое решение забрать Лавру у УПЦ для того, чтобы передать ПЦУ, то проще всего это сделать с Верхней Лаврой. Или с отдельным ее храмом. Собственно, именно о Верхней Лавре и идет речь в решении СНБО.
Хотя, теоретически, могут досрочно расторгнуть и договор по Нижней Лавре, но для этого нужно провести экспертизы.
Прежние попытки ещё во времена Порошенко найти нарушения и расторгнуть 50-летний договор аренды ни к чему не привели.
Источник "Страны" в УПЦ также предполагает, что власти могут передать Верхнюю Лавру (или отдельные ее храмы) представителям ПЦУ.
Наиболее распространенной реакцией на сообщения о решениях СНБО было предположение, что теперь власть однозначно будет вести дело к запрету УПЦ через принятие соответствующего закона, а еще до того у нее могут отобрать крупнейшие храмы. В первую очередь - Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. Параллельно создавая необходимый информационный фон через постоянные обыски у священнослужителей УПЦ с публикаций фото о найденном компромате.
При этом, однако, стоит обратить внимание, что из решения СНБО не следует, что УПЦ будет обязательно закрыта даже в случае принятия закона о запрете организаций, связанных с РПЦ. В решении написано, что еще нужно будет отдельно установить - есть ли в уставе УПЦ церковно-каноническая связь с Московским патриархатом. И только в случае ее обнаружения, необходимо будет "принять меры" (то есть, запретить деятельность Церкви).
И тут вопрос - будет ли такая связь обнаружена.
В УПЦ заявили, что Церковь готова к подобной проверке, которая, по ее словам, всегда подтверждали "отсутствие предпосылок для обвинений, касающихся государственной безопасности". Обновленный после начала войны устав, как заявляют в УПЦ, также проходил изучение со стороны профессиональных религиоведов.
"Очевидно, что еще одна его экспертиза не приведет ни к какой сенсации", - прокомментировал "Стране" один из иерархов УПЦ.
Отметим, что глава Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Елена Богдан в недавнем интервью ICTV подтвердила, что в уставе Киевской митрополии УПЦ нет никаких упоминаний о связи с РПЦ или Московским патриархатом.
По ее мнению, заявление УПЦ по результатам Собора 27 мая, в котором говорится о независимости и самостоятельности этой Церкви, можно считать фактом провозглашения этой самой независимости. Коммуникация с другими поместными Церквями УПЦ также поддерживает самостоятельно.
"Каноническая связь была сохранена через грамоту [патриарха Московского и всея Руси] Алексия II, согласно которой УПЦ является независимой и самостоятельной в своем управлении. Там высказано пожелание, что УПЦ руководствуется решениями архиерейского Собора РПЦ. Но само пожелание – не императив. На русском это звучит как "мы уповаем". И дальше грамота Алексия II констатирует, что связь с другими поместными церквями осуществляется через РПЦ. Мы давали запрос на Киевскую митрополию с просьбой разъяснить: какое, собственно, измерение, организационное, коммуникационное, имеет эта связь с другими поместными церквями. Ответ заключался в том, что коммуникация сейчас осуществляется напрямую. То есть УПЦ сейчас не осуществляет согласования или координацию с РПЦ", - заявила Богдан.
Исходя из ее слов, юридических оснований для обвинений в подчинении Украинской православной церкви РПЦ нет, а следовательно и нет повода для запрета.
Другой вопрос, что позиция Госслужбы Украины по этнополитике может измениться. Также как и ее руководитель.
В церковных и в политических кругах ходят слухи, что на эту должность в скором времени будет назначен Виктор Еленский - экс-нардеп и последовательный противник УПЦ. Сейчас он является главным советником Зеленского по религиозным вопросам. И именно он (либо его человек) может стать новым главой Госслужбы, причем, как следует из решения СНБО, с расширенными полномочиями. А у Еленского взгляд на наличие связи УПЦ с РПЦ совершенно иной, чем у Богдан.
Хотя, понятно, что решение это будет не юридическое, а политическое и принимать его, в конечном итоге, будет Зеленский.
Какое оно будет?
В среде противников УПЦ после решения СНБО царит большое воодушевление и распространено мнение, что украинская власть в лице Зеленского, наконец-то "закроет" УПЦ.
По этому поводу даже началась перепалка между сторонниками президента и Порошенко. Соратники последнего иронизируют, что Зеленский поднял как знамя лозунг предвыборной кампании Порошенко "армия, мова, вира". А группа поддержки Зеленского в ответ заявляет, что именно он, а не экс-президент этот лозунг претворяет в жизнь.
При этом в партии Порошенко "Евросолидарность" утверждают, что у президента может быть и иная цель, помимо запрета Церкви.
Так, народный депутат Ростислав Павленко ("Европейская солидарность") полагает, что действия СНБО рассчитаны не на запрет УПЦ, а на усиление лояльности Церкви к власти.
"ОПЗЖ запретили. Но ОПЗЖ голосует в ВР синхронно с властью, синхроннее, чем половина фракции "Слуги народа". СБУ проводит обыски в МП (то есть в структурах УПЦ - Ред.), СНБО принимает решение, которое может привести к запрету МП. Что делает МП?", - написал с намеком Павленко на своей странице в Фейсбуке.
Как считает политолог Руслан Бортник, власть действительно может быть заинтересована, чтобы поставить УПЦ под свой контроль.
"Сейчас власть ведет к тому, что поставить вопрос ребром: признает ли УПЦ каноническую связь с РПЦ, которая дает ей признание в православном мире. Для чего это делается? Если УПЦ разорвет связь тем или иным способом, она потеряет признание других Церквей, чем себя серьезно ослабит. Если же она откажется это делать, давление на нее усилится, и власть скажет: ну, значит, будем решать вопрос с запретом. Подвешенное состояние УПЦ выгодно власти, которая может в итоге прийти к решению путем давления слить УПЦ с ПЦУ. Правда, перед этим вторую, вероятно, "зачистят" от сторонников экс-президента Петра Порошенко. Еще один вариант я бы назвал "англиканский". Зеленский может попытаться создать некую новую церковную организацию, в которую вольет и УПЦ, и со временем ПЦУ в надежде, что лет через 30-50 она будет признана. Как мне кажется, к этому варианту близки в ОП, хотя финального решения еще нет", - описывает возможные сценарии политолог Руслан Бортник.
Он также допускает, что для усиления давления на УПЦ власть может передать какие-то храмы в верхней части Киево-Печерской Лавры ПЦУ, а, возможно, и греко-католикам.
В свою очередь политолог Вадим Карасев допускает, что власть все же пойдет на запрет УПЦ и сделает ПЦУ единственной легальной православной церковью в Украине. Каких-либо мощных протестов со стороны Украинской православной церкви он не ждет.
"Никто из политиков и бизнеса не выступит в защиту УПЦ. Что же касается ПЦУ, то она уйдет с орбиты Петра Порошенко, если станет церковью государства, а точнее церковью главы государства, который в любом случае сильнее, чем бывший президент", - комментирует политолог "Стране".
Источник "Страны" в СБУ так описал мотивы действий спецслужбы в отношении УПЦ: "на самом деле, это комплексный процесс, многошаговый. Малюк (и.о. главы СБУ - Ред.) же не зря в своем первом интервью сказал, что понимает: среда УПЦ МП - идеальна для агентурной работы ФСБ и ГРУ. У Малюка сантиментов никаких по отношению к УПЦ, мягко скажем, нет. Поэтому пошла задача - отработать. Под 40 уголовных дел уже есть по корректировщикам, наводчикам, агентам в рясах. Второй момент - церковники, настроенные пророссийски, чуть расслабились и снова начали поднимать голову. По этой голове сейчас и даем, чтобы они не думали, что про них забыли и можно снова мутить воду. Посыл простой - неприкосновенных нет, про все ваши грехи мы помним. Кто не покается - сам виноват. Выбор может быть один - четкая поддержка Украины. Третий момент - политический. Но это уже не на уровне службы. СБУ запретить никого не может. Да и четкого решения однозначного пока нет наверху".
Источник близкий к Офису президента говорит, что задача по запрету УПЦ стоит. Но пока отрабатываются вопросы как это конкретно сделать.
"К политическому решению прекратить деятельность УПЦ президент уже пришел. Но есть вопросы, как это претворять в жизнь. А также, что делать со священниками и верующими УПЦ. Каким образом их интегрировать в поместную церковь. Поэтому в решении СНБО четко прописана процедура. Первое - принятие закона. Второе - изучение Устава УПЦ на предмет соответствия этому закону. Третье - решение по УПЦ исходя из результатов экспертизы. Это все займет время, за которое и предполагается решить - каким образом весь этот процесс будет происходить. Параллельный процесс - это вопрос по Лавре. Тут тоже будем действовать без спешки, чтоб не наломать дров. Серьезных протестов со стороны УПЦ мы не ожидаем. Атмосфера в обществе абсолютно не предрасполагает к этому", - говорит источник.
Отметим, что ключевое значение с точки зрения будущего развития событий, действительно, будет иметь реакция УПЦ на перспективу запрета и потери монастырей и храмов.
Официально в УПЦ этот вопрос комментируют осторожно.
"Верующие УПЦ полагаются на волю Божью и знают, что он даст им возможность исповедовать свою религию так, как это определяют их религиозные убеждения", - заявил "Стране" председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент.
Источник, близкий в УПЦ, впрочем, полагает, что целью действий власти является не запрет Церкви, а ее полная лояльность. И считает, что Церковь этому давлению поддаваться не будет.
"Вся эта ситуация естественно имеет причинно-следственную связь. Во-первых, это связано с проведением в конце ноября первого после Собора 27 мая заседания Синода УПЦ, на которое власти возлагали немалые надежды: ожидали каких-то решений в отношении окончательного разрыва с РПЦ в виде провозглашения автокефалии и радикальных кадровых перемен - типа, отправки на покой наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла. Но ничего из этого не произошло. И результатом стало то, что происходит сейчас. Сознательно или нет, но таким образом УПЦ обозначила свою позицию в отношении к властям, состоящую из двух аспектов.
Первый - да, мы будем встречаться и общаться. Второй - нет, мы не станем "карманной структурой" и не будем превращать Синоды в инструмент репрессий в отношении неугодных властям персоналий. Тем более, что при обысках начали использовать самые грязные методы воздействия типа "мальчиков в трусиках" и прочей ерунды.
В ближайшее время, вполне возможно, что у представителей УПЦ будут "находить" оружие, наркотики, детскую порнографию и что угодно еще. Тем более, что при нынешних возможностях создания дип-фейков, можно будет смастерить хоть целый фейковый фильм про сатанинские ритуалы с якобы "участием" священнослужителей.
Не совсем согласен с теми, кто считает, что все происходящее - подготовка к полному запрету УПЦ. В правительстве прекрасно понимают, что запретить самую большую конфессию страны - нереально. Так или иначе, Церковь найдёт способы существования.
Вариант, что все перейдут в ПЦУ маловероятен. Ведь, если бы люди хотели это сделать, перешли бы уже давно. Поэтому общая цель у всего происходящего одна - сделать Церковь полностью управляемой. А то, что мы наблюдаем сейчас - это лишь способы достижения этой цели. Дело еще и в том, что власти до конца не понимают специфику церковной жизни. Давление на духовенство и верующих еще больше утвердит их в вере. Власти давят на пружину, состоящую из миллионов граждан страны. И эта пружина, рано или поздно, даст отдачу", - говорит источник.
В тоже время, источник в политических кругах, который знаком с религиозной темой, полагает, что курс власти - на запрет УПЦ.
"На самом деле, УПЦ после майского Собора - это совершенно лояльная властям структура и патриотична настроенная. Осудившая вторжение РФ. Отдельные пророссийские священники оказались в оппозиции и не имели уже большого влияния. А со временем, скорее всего, Церковь бы от них потихоньку сама бы и избавилась. Поэтому давить как-то на УПЦ ради еще большой лояльности смысла не было.
Смысл нынешних действий власти в другом: вновь начали качать тему про "московских попов" определенные группы деятелей (как украинские, так и зарубежные) и конкурирующие конфессии. Они и убедили Зеленского, что с УПЦ нужно разобраться окончательно и он этим войдет в историю, как они когда-то убедили в том же Порошенко со всем известными последствиями. Поэтому сейчас логика действий власти идет в направлении запрета УПЦ. Но дойдет ли до самого запрета - вопрос. Потому что для власти - развилка.
Сейчас есть вполне проукраинская УПЦ, которая точно на Россию не работает. И угрозы для Украины во время войны не представляет. Но если пытаться ее закрыть, то какая будет реакция? И какое будет сопротивление? Многие считают, что никакого сопротивления не будет и никакого противостояния в обществе не случится. А если есть хотя бы небольшой процент, что сопротивление будет и начнется противостояние? Если в УПЦ на фоне давления станет преобладающим то крыло, которое в мае на Соборе говорило, что никакие заявления против РПЦ не помогут и все равно Церковь "кошмарить" будут и нужно готовиться к борьбе? Если даже с десяток храмов и монастырей с их священнослужителями и прихожанами заявят, что они решили пойти "путем мученичества" и начнутся столкновения с жертвами? Стоит ли рисковать во время тяжелейшей войны и, главное, ради чего? И это же вопрос не только религиозный, но и политический.
Ситуация с УПЦ, которая осудила вторжение, знаковая для многих других людей, которые ранее считались пророссийскими, но сейчас сражаются за Украину. Они могут задуматься - а какая их дальше ждет судьба, если так поступают с УПЦ? Укрепит ли это Украину во время войны? Не исключаю, что во власти тоже задумываются над этими вопросами и взвешивают - стоит ли ввязываться в эту очень непростую историю", - говорит источник.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.